«Мой счетчик неисправен!»

Многие клиенты предприятия Latvijas gāze платят за потребление газа по средним показаниям газовых счетчиков. Если жители потратили за год больше газа, чем предполагалось по начальному подсчету, поставщик высылает им дополнительный счет. Иногда этот перерасчет шокирует.

Не виноватая она, он сам накрутил?

Людмила З. много десятилетий живет в доме по Курземскому проспекту. Она одинокая пенсионерка и утверждает, что газом почти не пользуется: «Дважды в день подогреваю чайник!» Однако газовый счетчик в квартире Людмилы придерживается собственного мнения. Он насчитывает за хозяйкой по 10–14 кубометров газа в месяц, тем самым обличая ее в нерачительности и сводя на нет все попытки экономии.

Людмила полагает, что причина якобы большого потребления газа в неисправности квартирного счетчика, мастера Latvijas gāze с этим не согласны. В большом расходе они винят как старую газовую плиту, так и привычки хозяйки. Найти компромисс в споре с монополистом рижской пенсионерке не удается.

«Платите около 100 евро!»

Последний газовый стресс приключился с Людмилой перед Новым годом, когда она отправила в Latvijas gāze годовые показания счетчика. Предприятие выставило пенсионерке дополнительный счет. Оказалось, что по сравнению с прошлым годом она перетратила почти 40 кубометров газа и обязана доплатить за услугу 62 евро. Людмила хватается за сердце: «Как одинокий пенсионер может накрутить 135 кубометров газа в год? Конечно, это свидетельствует о неисправности счетчика!»

Женщина попыталась убедить и мастеров Latvijas gāze. Пригласила аварийную бригаду, показала пальцем на злодейский прибор: «Взгляните, если зажечь газ, циферки меняются неравномерно». Но газовщиков мелькание циферок не убедило. Они проверили газопровод и плиту на предмет утечек и составили акт, согласно которому оснований для досрочной проверки Людмилиного счетчика не имеется.

– Сказали: «Если хотите досрочно отправить прибор на экспертизу, платите около 100 евро». Конечно, мне такая проверка не по карману, – жалуется пенсионерка.

Кроме претензий к дороговизне, у Людмилы есть и другие вопросы:

– Например, почему Latvijas gāze так давно не меняло газовые счетчики в квартирах? Эти приборы установлены в середине девяностых, с тех пор к ним никто пальцем не прикасался. Счетчики воды в квартирах верифицируют каждые четыре года, а газовые счетчики, получается, вечные?

А еще Людмила, как любой житель старой закалки, осведомлена об опасности утечки газа. В прежние времена, вспоминает она, газовщики регулярно проверяли исправность газовых плит и газопровода в квартирах. Почему теперь все пущено на самотек?

А Latvijas gāze не согласно

Вопросы и претензии рижанки мы адресовали напрямую в Latvijas gāze. Представитель газового монополиста Винсент Макарис рассказал, как компания меняет квартирные счетчики и в каком порядке проверяет газовое хозяйство в квартирах.

– Мы проверили жалобу вашей читательницы. В 2012 году Людмила потратила 98 кубометров газа, а в 2013 – всего 65 кубометров. В 2014 году счетчик указал 135 кубометров. Хозяйка квартиры либо неверно считала показания в прошлом году, либо в течение года у нее изменились привычки, и газа было использовано больше.

– Хозяйка винит старый газовый счетчик. Как добиться его проверки?

– Первое, что должен сделать потребитель в случае проблем, это вызвать представителей Latvijas gāze. Комиссия побывала у Людмилы 15 декабря. С нашей стороны не возникло подозрений, что счетчик не в порядке.

– Что делать Людмиле, которая не согласна с вашим заключением?

– Если клиент подозревает, что счетчик неисправен, он имеет право требовать его проверки в независимой сертифицированной лаборатории. Стоимость снятия, проверки и установки прибора – 93 евро.

– Кто оплачивает эти расходы?

– Если проверка покажет, что счетчик неисправен, расходы оплачивает Latvijas gāze. Если же прибор в порядке, платить должен пользователь.

Вандалы платят трижды

– Людмила опасается необъективной проверки счетчика. Получит ли жительница по-настоящему независимое заключение?

– В Латвии есть несколько независимых сертифицированных лабораторий. Одной из них действительно является лаборатория Latvijas gāze. Обычно мы передаем приборы в лабораторию, которая на этот момент меньше загружена. Проверки везде проходят по одним принципам. Что до опасения жителей... Подумайте сами: стоит ли Latvijas gāze рисковать репутацией ради одного счетчика?

– Как часто вы отправляете квартирные счетчики на досрочную верификацию?

– Только если при проверке сами замечаем, что прибор неисправен. Также на проверку отправляются счетчики со следами внешнего воздействия. Поясню: это счетчики с сорванными пломбами, поврежденные, с разбитыми стеклами и т. п. В таком случае мы подозреваем, что владельцы квартиры повредили наш прибор, чтобы воздействовать на показания.

– Каким наказанием грозите вандалам?

– Если клиент не информировал о повреждении счетчика, мы имеем право выставить ему перерасчет потребления газа за все время с прошлой контрольной проверки (максимум – два года). Владелец или наниматель жилья обязан оплатить показания газа не по показаниям счетчика, а по нормативам. Дополнительно ему выписывают счет в двойном размере от нормативного потребления.

– Что делать человеку, который случайно сорвал пломбу или повредил счетчик?

– Самое верное – сразу сообщить в Latvijas gāze. Также нужно информировать предприятие, если счетчик остановился или крутится слишком медленно.

Почему жители не жалуются?

– Как часто проверяете счетчики по требованию таких клиентов, как Людмила?

– Исключительно редко. За последние два года в Риге по требованию жителей проверили только три счетчика, причем в двух случаях приборы оказались исправными. Для сравнения, по Латвии мы поставляем газ в 420 000 домохозяйств. Да, люди часто жалуются, что счетчик зафиксировал большое потребление газа, но до проверок не доходит. Возможно, у человека прибавление в семье или привычки изменились.

– А возможно, до проверок не доходит, потому что это дорого...

– Но Latvijas gāze тоже не хочет платить за ложные проверки!

Ремонт в квартирах – за деньги жителей

– Каков срок верификации газовых счетчиков, установленных в наших квартирах?

– Счетчики на газовых плитах верифицируют каждые 20 лет, на системах отопления – раз в 15 лет. Наше предприятие начало устанавливать приборы в 1993–1994 году. Сейчас идет период активной верификации и замены устройств. Например, счетчик Людмилы З. будет бесплатно проверен в установленном законом порядке в 2016 году.

– Жители спрашивают, почему Latvijas gāze не проверяет состояния газового оборудования в квартирах. Не боитесь несчастья?

– Мне нравится этот вопрос, его часто задают на радио и по телевидению. Ответ таков: Latvijas gāze проверяет состояние домовых и квартирных газопроводов так же часто, как в советское время. В многоквартирных домах мы бываем раз в пять лет. Проверяем общие стояки, к которым имеем доступ, а также внутренний газопровод в 85% квартир (если найдена неисправность, проверяем все 100% квартир).

– Какие именно неисправности ищете?

– Проверяем герметичность газопровода, соединений счетчиков и аппаратуры. В советское время проверяли и чинили газовые плиты. Теперь внутреннее оборудование – собственность владельца квартиры. Мы можем найти повреждение, но ремонтировать газопровод в квартиру и газовую плиту человек должен за собственные средства.

– Что, если человек не имеет средств или не желает заниматься ремонтом?

– Обнаружив серьезные повреждения газопровода или оборудования, мы отключаем подачу газа в квартире. Если утечки нет, но оборудованию нужен ремонт, можем дать хозяину срок для ремонта без отключения. Но если к повторной проверке ремонт не проведен, газ отключим. У хулиганов, которые бездействием ставят под угрозу безопасность дома, можем снять счетчик и опломбировать вентиль. В самых запущенных случаях полностью перекрываем газопровод. За подключение газа хозяин должен заплатить 40–60 евро. Так что с ремонтом лучше не тянуть.

Приятно, что за состоянием домовых газопроводов в Латвии присматривают хорошо. Однако нежелание Latvijas gāze рассматривать жалобы частных клиентов на счетчики – признак нехороший. Пенсионеру без лишней сотни евро в кармане никогда не доказать, что прибор в его квартире неисправен. Предприятию, ежегодно получающему 16–17 миллионов евро прибыли, следовало бы проявить больше социальной ответственности.