Всё, что надо знать о своём доме!

Делаем ВМЕСТЕ!

Счастливое число 13

Jelgavas nekustamā īpašuma pārvalde (далее в тексте JNĪP) продолжает выполнять реновацию домов. В прошлом году, по словам технического директора Олега Кукутса, предприятие закончило три проекта утепления. Как обычно, работы соответствовали высочайшим стандартам, которым работники JNĪP обучались у коллег из Германии. В наступившем году управляющий планирует утепление еще шести домов.

Три вместо десяти

Олег Кукутс так увлекательно рассказывает о реновации, что сразу понятно: это дело ему по душе. Технический директор JNĪP поездил по Европе – хотел лично убедиться в пользе утепления, а потом еще и немало учился, чтобы самому руководить работами в Елгаве. Жители утепленных домов в Кукутсе души не чают, только и слышишь от них: «Олег молодец! Он очень нам помог».

Однако уже второй год реновация в Елгаве идет не так бойко, как хотелось бы молодому техническому директору. В 2014 году, например, планировали утеплить целых десять домов, заключили договора о наивыгоднейших условиях помощи от фондов ЕС, однако вместо десяти домов было реновировано только три.

Нет-нет, со стороны JNĪP никаких задержек не возникло. Работники домоуправления отлично разбираются в реновации, недаром за пять лет они организовали и проконтролировали 13 таких проектов! Санацию домов тормозит недоверие банков.

Как договориться с банком?

– Перед началом работ собственники дома, как правило, берут в банке кредит на сумму, равную полной стоимости реновации, – объясняет Кукутс. – После окончания проекта дом получает софинансирование от LIAA, после чего сразу возвращает банку.

К сожалению, получение займа в банке не такой легкий процесс, ибо надо соблюдать разного рода условия кредитного учреждения, которые не всегда в определенный момент выполнимы. Это и общий объем затрат на реновацию, определенные требования, связанные с платежеспособностью квартировладельцев и их долговыми обязательствами, и даже возраст людей, – с сожалением говорит Олег Кукутс.

Такая же проблема замучила многих управляющих Латвии. Представьте: они тратят много сил и времени, чтобы по заданию государства убедить клиентов в целесообразности реновации, но благие намерения разбиваются о непреклонность банкиров. Это очень обидно.

– Банки выдвигали определенные требования к платежеспособности собственников квартир, даже к возрасту жителей, оценивали, много ли в доме пенсионеров, – делится Олег Кукутс. Теперь проблема решена, JNĪP нашел общий язык с несколькими банками, которые оценили профессионализм управляющего и готовы выдавать елгавчанам кредиты на утепление. Благодаря этому предприятие надеется в 2015 году утеплить еще шесть домов.

Слово за жителями

– Теперь уже слово за жителями, – переживает технический директор. – Понимаете, шесть домов под управлением JNĪP готовы к реновации, даже заключили договор с LIAA. Нам осталось только провести конкурсы среди строителей и начать работы. Но на этом этапе работы тоже могут застопориться.

Почему такое происходит? В ожидании решения банка и оформления документов некоторые жители успевают передумать. Сначала они голосовали за реновацию, однако потом, когда дело доходит до принятия конкретного решения и согласия с условиями банка, меняют свое мнение.

– Мы устраиваем собрания, на которые приглашаем владельцев квартир из домов, уже переживших реновацию. Они рассказывают елгавчанам, как живется в утепленном доме, сколько нужно платить. Но владельцы квартир все равно сомневаются.

– Почему?

– Думаю, они пытаются подсчитать, как быстро реновация окупится за счет экономии на тепло. А это неправильный подход. Утепление в среднем обходится в 4–6 тысяч евро на каждую квартиру, и это недешево. Но кроме экономии тепла жители получают еще и высокий уровень комфорта, и безопасность, и новые внутренние коммуникации. Результат работ нужно оценивать не только в денежном отношении , надо помнить, что реновация удлиняет срок службы дома.

Строительные работы подешевеют?

– Сейчас мы ведем переговоры с домом, жители которого не могут принять окончательного решения о реновации – колеблются, – продолжает технический директор. – Но в то же время люди просят домоуправление: «Поменяйте нам трубы, поменяйте крышу, утеплите подвал…» Если подсчитать, сколько стоит каждая отдельная работа, выйдет, что проще уж сразу реновировать дом. Но люди сомневаются, хотя за их домом и зарезервировано финансирование из фондов ЕС.

Сказать наверняка, сколько домов будет утеплено в Елгаве в 2015 году, нельзя. В четырех из шести домов управляющий проводит повторную закупку строительных услуг, что, как надеется Олег Кукутс, снизит стоимость утепления.

– Похожий конкурс мы проводили прошлым летом, но он оказался неудачным: многие фирмы выставили слишком высокие цены на строительные работы, – говорит специалист. – Таково уж состояние рынка во всей Латвии. На днях мы закончили реновацию дома по улице Кронвалда. По смете видно, что некоторые утеплительные работы в этом доме в сравнении с прошлым годом подорожали.

Впрочем, новый строительный сезон может оказаться благоприятней прошлого. Поскольку в Латвии старая программа поддержки реновации закончилась, а новая не началась, то нынче летом у строителей будет меньше работы. Это может вызвать снижение цен на отдельные виды работ.

Жителям четырех домов Елгавы предстоит еще раз собраться и на общем голосовании подтвердить новые расценки на реновацию. Олег Кукутс надеется, что собственники не упустят последнюю возможность утеплиться при максимальной поддержке из фондов ЕС.

Собственники ждут новую программу

Почему мы называем это последней возможностью утеплиться на столь льготных условиях? Потому что программа, по которой собственники домов Латвии могли получить от Европы оплату 50% утепления, закончилась. Реновация на этих условиях ведется только в домах, которые успели подать заключить договор с LIAA.

Сейчас Министерство экономики совместно с экспертами разрабатывает условия новой программы. Ясно только то, что в будущем утепление уже никогда не будет таким выгодным, как прежде.

Многие управляющие, активно занимающиеся утеплением, досадуют на Минэконом за промедление с условиями новой программы. Пока ее условия неизвестны, жители не могут голосовать за участие в проекте, а значит, информационная работа в Латвии остановилась.

– Пока условия программы на 2014–2020 гг не опубликованы, мы не можем предлагать жителям участие в программе, – согласен с коллегами Кукутс. – Но все-таки мы продолжаем говорить с собственниками и убеждать их в принципиальной пользе утепления. Мы хотим, чтобы наши жители были готовы участвовать в новой программе, как только она откроется.

– А собственники заинтересованы?

– Конечно! Старшие по дому и активисты сами разыскивают жителей из реновированных домов, расспрашивают, что к чему. Представьте, что сегодня вам человек скажет: «Я живу в четырехкомнатной квартире и после утепления плачу за отопление всего 20 евро в месяц». Впечатляет? Вот и наши активисты остаются под большим впечатлением, начинают рассказывать об этих чудесах собственным соседям и потихоньку убеждать дом в пользе мероприятия.

Вентиляция не прихоть

Важный момент: до сих пор законы не обязывали собственников квартир во время реновации улучшать и систему вентиляции. Опыт показал, что это большая ошибка. После утепления дом становится почти герметичным, внутри накапливается непривычное количество влаги. Влажность уже не уходит наружу через щели в окнах, дверях и стенах. Если владелец не умеет правильно проветривать квартиру, на окнах появится конденсат, а в углах плесень.

– Предотвратить эти неприятности можно, если исправить в доме систему вентиляции. Конечно, это дополнительные расходы, поэтому до сих пор мы соглашались с жителями, которые вычеркивали вентиляцию из сметы утеплительных работ, – признался Олег. – Но в будущем мы станем настаивать на установке систем принудительной вентиляции.

И это не прихоть избалованных инженеров. Работники JNĪP проверили несколько квартир в реновированных домах, где жители жаловались на духоту, грибок… и даже холод. Оказалось, что эти квартиры вообще не проветриваются, отсюда и дискомфорт. А если внутри влажно, то и температура будет низкой: нагреть влажный воздух намного сложнее, чем сухой.

– Люди возмущаются: «Как же мы будем экономить тепло, если вы советуете устраивать сквозняки?» Тогда мы обучаем их правильному проветриванию. Нужно открывать окна полностью на короткое время. Как только влажность становится нормальной, воздух в квартире начинает быстрее нагреваться. Но настоящим решением проблемы станет только качественная вентиляция. Поверьте, мы не собираемся предлагать дорогие системы, лишь бы жители только выкладывали денежки, – улыбается технический директор. – Нет! Мы хотим решить проблему, хотим, чтобы люди жили в комфорте.

Архив номеров: жми и читай!