Замахнулись на стоянку
- Информация о материале
- Категория: Домоуправление
- Опубликовано: 23.05.2014, 16:53
Всем жителям Риги, интересующимся вопросами обслуживания домов, имеет смысл прогуляться по адресу Маскавас, 269а. Причина вовсе не в идеальном состоянии этой пятиэтажки – до идеала далеко, но в общей ухоженности двора и дома. Серьезное отношение жителей к собственности заметно по незначительным вроде бы деталям: под окна завезен чернозем, по периметру двора высажены кусты, возле каждого подъезда по мусорнику, почтовые ящики не новые, но покрашенные.
Именно этот дом в участке муниципального домоуправления Daugava приводят в пример другим. Однажды сюда даже иностранные журналисты приезжали. Перед их визитом жители вышли на внеочередной субботник: ударить в грязь лицом не захотелось. Впрочем, субботники здесь дело обычное. На последней толоке не только убирали, но и сажали цветы под окнами.
Мы попросили Антонину Копылову, председательницу домового совета, рассказать, как удалось объединить жителей. Ведь многие наши читатели сообщают, что «хотели бы участвовать в обслуживании дома, но трудно собрать соседей на общее собрание». Даже письменный опрос по важным вопросам в больших многоэтажках провести сложно, а у Копыловой в 60-квартирном доме работа налажена почему-то без проблем. В чем тут секрет?
Объединила жителей проблема
– Несчастье помогло, – говорит Антонина. – В 2008 году мы узнали, что на зеленой зоне напротив задумано строительство нового дома. Пошли с вопросами в Восточную исполнительную дирекцию, и оказалось, что общественное обсуждение проекта завершено, собрано много подписей «за». Посмотрели мы на эти подписи. За новостройку голосовали совсем не жители Кенгарагса и даже не рижане, а люди из Талсинского района. Извините! Мнение окружающих домов никого не волновало, будто из Талси оно виднее. Мы начали возмущаться, собрали подписи жителей домов, выходящих окнами во двор. Однако везде нам отказывали в пересмотре общественного обсуждения.
В Думу мы ходили долго, как на работу, познакомились с руководителями всех политических фракций. Наняли даже своего архитектора, которая провела расчеты и доказала, что строительство нового дома во дворе недопустимо. Деньги на архитектора собирали всем миром, с этого и началось мое знакомство с жителями.
А двор мы отстояли благодаря случайности: оказалось, что девелоперы проекта неправильно указали в документах кадастровый номер участка. Самоуправление пересмотрело заявку и отказало в разрешении на строительство.
В правлении 14 человек
Тем временем в нашем доме жители обсуждали больную проблему: денег мы домоуправлению Kengaraga nami платим немало, пора бы благоустройством заняться. Соседи уговорили меня стать старшей по дому, возглавить домовой комитет. Мои полномочия были определены общим собранием собственников в 2009 году, а всего в правление дома вошло 14 человек. Руководитель участка Daugava Вячеслав Трошков и сейчас удивляется: «Зачем так много, как вы решения будете принимать на правлении, если вам и собраться в таком количестве трудно?» Зато я точно знаю, что эти 14 собственников квартир поддержат меня на общих собраниях. А ведь любое хозяйственное решение, принятое большинством квартировладельцев, является для управляющего обязательным к исполнению.
Выход из положения
Самое страшное в процессе принятия решений на общем собрании собственников, это пустующие или сданные в аренду квартиры. В доме у нас таких почти четверть – 12 из 60. В восьми квартирах живут дети или родители настоящих собственников, которые не имеют права голоса на общем собрании. А голоса эти временами очень важны, без них дому не принять решения по ремонтам, по сбору средств.
Мы нашли выход из положения. По закону хозяин квартиры имеет право выдать жильцу или соседу (а также любому другому лицу) доверенность на представление своих интересов во время общего собрания. Эту доверенность можно написать от руки, нотариальное заверение не требуется, и годится она только для голосования. Мы потихоньку добились того, чтобы отсутствующие собственники выдали доверенности другим жителям дома, и теперь у нас остались только три квартиры, жильцы которых не могут голосовать.
Как старшая по дому сразу скажу: очень жаль, что нет в Латвии закона, по которому владелец квартиры во время отсутствия должен был бы оставлять свой адрес управляющему. Людей не найти! Особенно это важно, если общие решения дом принимает летом. Для легитимности голосования необходимо присутствие на собрании собственников, представляющих больше половины квартир дома, а наши старички все на дачах или в деревне. Принимать решения сложно, а ведь иногда нужно спешить.
Хотим нормальную стоянку!
Сейчас мы замахнулись на реконструкцию домовой стоянки. После выборов в Рижскую думу наш дом попал в проект по благоустройству внутриквартальных дорог, который курирует исполнительная дирекция района. Нам обещали финансирование с целью расширить стоянку машин. Сейчас у дома всего шесть парковочных мест, а требуется не меньше тридцати, иначе «Скорая помощь» к дому может подъехать только по газону, а пожарные вообще по кустам пробираются.
Однако в исполнительной дирекции предупредили, что проект расширения стоянки дом должен заказать сам. Мы обсудили вопрос на общем собрании, жители проголосовали за то, чтобы работы оплачивали только те собственники, которые хотят привязать стояночное место к своей квартире. После голосования мы вывесили на лестничных клетках объявления: «Желающих получить стояночное место во дворе просим сдать деньги в домовой фонд». Деньги, разумеется, принимаютсятолько под подпись трех членов правления дома.
Согласование с 11 организациями
Сложностей с будущей нормальной стоянкой оказалось очень много. Сначала мы переписывались с администрацией Латгальского предместья, даже прикладывали вырезки из предвыборных публикаций наших политиков, чтобы напомнить об обещаниях благоустраивать дворы.
Получили принципиальное согласие города и пошли в Строительную управу. Однако там выяснилось, что я не имею права представлять интересы дома, мне нужна доверенность от Rīgas namu pārvaldnieks. Проблему удалось решить не сразу, ведь я не являюсь работником домоуправления. Однако благодаря отзывчивости нашего управляющего Вячеслава Трошкова я получила справку, в которой сказано, что жители уполномочили меня представлять их интересы на основании общего голосования.
Дальше – больше. Сначала мы заплатили 230 евро за топографию, потом еще около 500 евро архитектору. Однако услуги архитектора стоили бы в два-три раза дороже, если бы домовой комитет не взялся самостоятельно согласовать расширение стоянки с 11 организациями: Rīgas siltums, Rīgas ūdens, Latvijas gāze и др. Вот так непросто оказалось построить у дома парковку!
Плюс контейнерная площадка
Многие трудности оказались для нас совсем неожиданными. Например, сначала мы предусмотрели создать у дома 33 новых стояночных места. Однако Инспекция здоровья потребовала, чтобы одновременно с реконструкцией дороги мы поставили на нашей территории новую площадку для сбора мусора. Старая площадка расположена на соседнем участке и никому не мешает. Зачем же новая? Выходит, что инициатива наказуема: мы начали шевелиться и постоянно получаем новые указания от властей.
Количество стояночных мест сократила не только контейнерная площадка, но и большое дерево: оказывается, строить под ним нельзя. Теперь мы получим всего 25 парковок, это уже меньше, чем количество претендентов. Будем настаивать, чтобы архитектор придумала, как разместить у дома машины всех желающих. Пусть поломает голову!
Хорошие слова о начальстве
Процесс согласования проекта в Строительной управе мы надеемся пройти только к Новому году, а работы начнем в следующем сезоне. Но мы рады и этому, ведь без поддержки предместья нам новой стоянки не видать вообще. Наша Восточная исполнительная дирекция вообще идет жителям навстречу. Например, мы два с половиной года жаловались на то, что у дома нет уличного освещения – старые фонари просто срезали. Люди боялись ходить ночами, потому что падали в темноте или попадались бандитам. В этом году районная администрация поставила у нашего дома четыре мощнейших светильника, проблема решена.
А еще я хочу поблагодарить через газету начальника нашего участка домоуправления Вячеслава Трошкова. Знаю, что большинство людей только ругают управляющих, но сама я стараюсь смотреть на все положительно. Я понимаю, что управляющий живет в узких рамках законов и правил и часто не может сделать того, что требуют жители. Начальник нашего участка нам помогает во всем, в чем только может.
Неудачный опыт с дверями
Не обходилось у нас и без накладок по ремонтным работам с Rīgas namu pārvaldnieks. Например, в 2012 году мы заказали установку металлических дверей по конкурсу домоуправления. Я по поручению жителей подписала общую смету на 1200 латов, но мастера выполнили работу безобразно. В моем подъезде новые двери при открывании цеплялись за пол!
Пришлось мне несколько раз ходить в домоуправление и требовать, чтобы фирма доделала работу. Наконец мастера пришли и недоделки исправили. Однако в следующем апреле я получила годовой отчет от домоуправления и увидела, что стоимость установки дверей увеличилась на 400 латов. Почему? В домоуправлении рассказали, что виноваты мы сами, вызывали рабочих повторно. Но я и теперь остаюсь при своем мнении, что никаких дополнительных услуг мастера нам не оказали, провели гарантийный ремонт и потому деньги взяли без оснований.
С этой поры мы проводим крупные работы в доме по трехсторонним договорам. Это значит, что жители на общем голосовании выбирают фирму-исполнителя, согласуют смету, а домоуправление только оплачивает работу.
А зачем пластиковые окна?
Но гибкость требуется, и потому мы много работ заказывали и в домоуправлении. Например, окна в доме мы решили не менять на пластиковые, а отреставривровать. Пришли мастера из участка, вставили в рамы вторые стекла, прибили рейки, поменяли, где нужно, ручки. В доме сразу стало намного теплее и уютней.
Придумали мы и третий способ, как приводить дом в порядок. Во-первых, у нас есть небезразличные жители, которые собственными руками могут многое сделать. Однажды приезжаю я с дачи и вижу, что в доме вроде бы меняют ливневку. Спустилась в подвал, а это наш Саша собственными руками ставит новые трубы! В двух подъездах он поменял ливневку сам, а в оставшихся двух подъездах работы провело подтянувшееся домоуправление.
Во-вторых, часть ремонтов мы проводим за наличные средства. В прошлом ноябре на общем собрании жители проголосовали за то, чтобы каждая квартира сдала в фонд дома 15 евро для мелких ремонтных работ. Мы начали думать, что бы на эти средства сделать, и вспомнили, что в доме в ужасном состоянии почтовые ящики. Начали искать информацию в интернете и обнаружили, что одна секция на пять новых ящиков стоит 225 евро, то есть, на весь дом требуется 2800 евро. Да за такие деньги половину канализационных труб в подвале можно отремонтировать!
Мы пошли другим путем: попросили одного нашего жителя починить старые ящики. Он их отрихтовал, покрасил, нарисовал новые номера – и все за 195 евро. Если жители хотели поставить новые замки, то платили мастеру сами.
Секрет: снимать показания счетчиков в один день
Могу поделиться еще одним изобретением нашего дома. Мы очень долго страдали от больших потерь воды, иногда коррекция составляла 100 кубометров за месяц. Наконец мы с соседями проголосовали за то, чтобы сдавать показания счетчиков в один день месяца – 27 числа. Для напоминания жителям брали квартирые счета и от руки в каждый вписывали просьбу: «Не забудьте сдать показания именно 27 числа!» В этот же день мы по решению жителей снимаем показания общедомовых счетчиков. Благодаря единому времени учета разница воды снизилась до 20 кубометров в месяц, и это прекрасный результат.
Недавно наше общее собрание приняло решение, что в будущем в доме нужно устанавливать счетчики единого высокого класса точности. Каждый житель продолжит делать это за собственный счет, но мы обязали соседей обращаться в одну определенную фирму. Через четыре года, когда все квартиры будут оборудованы точными приборами, коррекцию мы снизим до минимума.
Отмостка далась с трудом
Если подумать, то за последние шесть лет нам в доме удалось выполнить очень много работ. Самой важной было строительство отмостки.
В 2012 году наш сосед с золотыми руками позвал меня в подвал и показал трещины, появившиеся в фундаменте. Оказалось, что отмостка у дома полностью отсутствует. В техническом отделе домоуправления сначала не поверили этому, но на весеннем субботнике мы откопали дом со всех четырех углов, и специалистам пришлось зафиксировать в акте, что отмостки действительно нет.
Тогда Вячеслав Трошков сказал мне на приеме: «Если выбирать между срочными ремонтными работами, то я посоветовал бы начинать именно с отмостки. Если начнет трескаться фундамент и осядет дом, расходы ваши составят сотни тысяч!» Мы управляющего послушались.
Отмостку мы делали по трехстороннему договору за 4722 лата, далась она нам нелегко. Целый год мы собирали дополнительную плату по 0,29 лата с квадратного метра жилплощади. Народ возмущался. Зато после завершения работ все признавались, что деньги потрачены не зря.
Со строителями мы тогда договорились сразу: сделаете хорошо отмостку – будем поручать вам работы и в будущем. Сейчас этой же компании планируем доверить замену канализационной трубы в подвале, что будет стоить 4000 евро, а в 2015 году замахнемся на замену холодного водопровода в подвале.
«Не успеваю закрывать двери!»
Если в Кенгарагсе появляются новые старшие по дому, то в участке домоуправления их сразу отправляют ко мне за опытом. Многие уполномоченные лица жалуются, что тяжело работать с жителями: люди не хотят голосовать за положительные изменения, даже жалуются на активистов в полицию. Но я говорю: «Терпение! Вот когда что-то начнете делать и люди вам поверят, в доме будет совсем другая ситуация».
Мне легко работать с жильцами, которые живут в доме постоянно. Тяжело бывает только с отсутствующими, с ними нужно постоянно связываться по телефону, за месяц могу проговорить два-три телефонных кредита. А ведь я не получаю никакой компенсации, работаю на общественных началах.
Почему я это делаю? Такой у меня бойцовский характер, я всю жизнь занималась общественной работой, это у меня в крови. Дочь, когда приезжает, спрашивает: «Почему у тебя вечно открыта дверь?» – «Да потому что я не успеваю ее закрывать, все время люди ходят». А когда я дочери жалуюсь, что устала, она отвечает: «Но ведь ты сама этого хочешь, мама!»