Беда на вашу крышу
- Информация о материале
- Категория: Коммунальные услуги
- Опубликовано: 23.08.2013, 07:37
Нередко в наших домах царит полный электронный хаос. Десятки интернет-провайдеров и операторов кабельного телевидения опутали проводами подъезды, хозяйничают на крышах и используют подвалы. Кто они такие? Откуда взялись? Рано или поздно эти вопросы начинает задавать каждый житель, решивший навести в доме порядок.
Пришел, увидел, просверлил
Операторы кабельного телевидения, телефонии и интернета чувствуют себя в многоквартирных домах вольготно. Жители этим недовольны – хотелось бы, чтобы коммерсанты считались с интересами собственников квартир.
– Мы, – рассказывает Геновефа Алексеева, – недавно сделали ремонт в подъезде. Не поверите – лет пять добивались покраски стен и побелки потолка. Дождались. Несколько месяцев сидели и радовались, как вдруг!..
«Вдруг» произошло следующее: некая фирма, предоставляющая услуги кабельного телевидения и интернета, заполучила в доме двух клиентов. Монтеры предприятия влезли в электрощит, покрутили головами. Жильцам объяснили, что придется подождать – в стояке нет места для нового кабеля.
– Через неделю я подскочила утром от шума в подъезде, – говорит Геновефа Алексеева, – высунула нос на лестничную клетку – грохот доносился с девятого этажа. «Опять соседи стенку ломают», – подумала я и позже уехала по своим делам.
Вернулась наивная Геновефа Викторовна к вечеру. Вошла в подъезд – ахнула: всюду пыль, перекрытия возле электрощитов просверлены с девятого этажа по первый, через дырищу продернута пластмассовая труба. В домоуправлении пояснили, правда, что это никакая не труба, а новый стояк для проводов: «Жаль, что при установке пришлось попортить в подъезде новый ремонт, но се ля ви».
– Ничего себе «се ля ви»! – выходит из себя наша читательница. – Ремонт насмарку, соседи расстроены. Что особенно обидно, провайдеры электронной связи ни сантима не платят за право пользования нашей общей собственностью – внутренними стояками и крышей. Разве это правильно?
Без бумажки сеть – букашка
В Министерстве сообщений рассказали, что подобными проблемами занимается ГАО «Электронная связь» (ЭС). Туда мы и обратились с просьбой растолковать права жителей в описанной ситуации.
– Откроем законы, – предложила директор Отдела электронной связи Ария Каваце и положила на стол приличную пачку документов. Из одного этого стало понятно, что получить удовлетворение Геновефе Алексеевой будет непросто.
– Давайте, – попросили мы Арию Каваце, – с самого начала: какие условия должен выполнить провайдер услуг электронной связи, желая обслуживать клиентов в нашем доме?
– В правилах Кабинета министров № 166 сказано, что коммерсант должен разработать проект электронной сети и согласовать его в Дирекции электронной связи.
– Уже непонятно! Хотите сказать, что компания не может провести в дом кабель без согласия дирекции?
– Именно так. Проекты на новую сеть в каждом доме должны согласовать и провайдеры интернета, и операторы кабельного телевидения, и фирмы, предоставляющие услуги телефонии, и даже установщики домофонов. Проект не нужен только в одном случае: если у дома один хозяин.
– Но мы говорим о многоквартирных домах.
– Минуту терпения. Мы остановились на том, что любая новая сеть (в том числе и для подключения одного-двух клиентов) может быть проведена в такой дом только с разрешения нашей дирекции. Любое другое подключение считается нарушением.
Дирекция дает «Добро»!
– Кто защитит жителей, если на лестничной клетке ковыряются неизвестные мастера?
– Защитить права собственников квартир можем мы. Дирекция электронной связи (недавно переименованная в ГАО «Электронная связь» – прим. ред.) проверяет состояние домовых электронных сетей и наказывать их владельцев, если кабели проведены против правил. Мы составляем административный протокол на фирму-нарушителя, и ей грозит серьезный штраф от 500 до 2500 латов.
– Это хорошая новость!
– Мы быстро реагируем на звонки жителей. Если владельцы квартиры сообщили о подозрительных работах на лестничной клетке, мы можем поймать нарушителей за руку. Но в первую очередь инспектора, конечно, проверят по базе данных, согласовано ли проведение новой сети по этому адресу. Возможно, мы дали фирме «Добро!», а жители просто не в курсе, потому и жалуются.
– То-то и странно, что провайдеры не спрашивают мнения жителей о новых сетях. Ведь владельцы квартир могут возражать против прихода в дом сто пятого оператора кабельного телевидения.
– Вы очень ошибаетесь. На самом деле, задумав проведение в дом новой сети, компания-оператор услуг электронной связи обязана согласовать проект с жителями. Мы строго проверяем этот нюанс – нет согласия владельцев квартир, не будет и нашего утверждения.
– Ваши слова прочитают тысячи собственников квартир в Латвии, раздраженных беспардонностью иных провайдеров. Большинство скажет: «Никто и никогда не спрашивал нашего согласия на проведение в доме новых кабелей!»
– Если дом не перенят обществом собственников с баланса самоуправления или государства, такое согласование вместо владельцев квартир выдает коммерсантам управляющий. В Риге, например, это домоуправление Rīgas namu pārvaldnieks. Поэтому жители могут и не знать о планах подключения в доме новой электронной сети.
– Что происходит в домах, где имеется общество собственников, перенявшее права управления домом?
– В них, согласно Закону о квартирной собственности, такое решение может принять только сообщество владельцев квартир. Но собираться ради голосования о том, пускать ли в дом нового оператора, хлопотно. Поэтому жители имеют право делегировать право принятия решения управляющему или председателю правления общества.
Старье – вон из дома!
– На бумаге все гладко, но в жизни кое-где в домах полный беспорядок. Кабели проложены небрежно, домоуправления и владельцы квартир жалуются на провайдеров, забивших электрощиты своим оборудованием. Как с этим бороться?
– В правилах КМ № 166 оговорен порядок реконструкции электронных сетей и их демонтажа. Там черным по белому написано: провайдеры не имеют права бросать свое оборудование без присмотра. Если провод не используется, он должен быть демонтирован. Например, если компания провела в дом «оптику», оставлять тут старый кабель нельзя.
– Но брошенных проводов по-прежнему много.
– Это так, но нельзя думать, что мы сразу наведем порядок во всей Латвии. Наши инспектора проверяют состояние сетей во многих домах. Если найти владельца покинутого кабеля невозможно, это проблема. Мы действуем, как заправские сыщики – обследуем крыши соседних домов, сличаем способы подключения...
Ножницы пока отменяются
– Может, эффективнее перерезать ненужные и незаконные провода?
– Законом об электронной связи нам дано такое право, но мы не бегаем по крышам с ножницами, вместо этого ищем с провайдерами общий язык.
– Вы принимаете жалобы жителей, но вот вопрос – помогаете ли им?
– В меру возможностей. В том числе ведем превентивную работу. Вот вам ситуация: провайдер планирует перекинуть провода с крыши девятиэтажного дома на пятиэтажку. Как результат, кабели будут вызывающе болтаться у кого-то перед окнами. Мы стараемся устранить проблему, добившись от предпринимателя другого технического решения.
– Всегда ли возможен компромисс?
– Одна жалоба тянется у нас с 2008-го года. Владелица земли недовольна проводами, проведенными над участком. Женщина утверждает, что воздушное пространство над этой территорией также принадлежит ей. С одной стороны, это так, но с другой – ни в одном законе не сказано, на какой высоте заканчиваются ее права собственности. Так можно и с самолетов брать плату за право пересечения этого участка! Пока никто в Латвии не добился в такой ситуации ни моральной, ни материальной компенсации от коммерсантов.
– Каким будет ваш совет жителям?
– Они должны помнить о собственной ответственности за дом. Всегда ли мы закрываем чердаки и подвалы, чтобы туда не проникли посторонние? Интересуются ли они чужаками, которые возятся на лестничной клетке с непонятным оборудованием? Надо постоянно быть бдительными, потому что независимый аудит электронных сетей дома – это последняя мера, к которой не всегда можно и нужно прибегать.
Работа на чердаке
Старший инженер Отдела сетей электронной связи ДЭС Ивар Калниньш – человек, который борется с нарушителями «в поле».
– Романтизировать нашу работу не стану, – говорит он. – Она может быть неприятной, если на чердаке приходится ходить по птичьему дерьму, наркоманским шприцам и отбиваться от сотен атакующих голубей. Иногда мы констатируем, что 90% проведенных в дом кабелей не используются и брошены.
Настоящая чума нашего времени, говорит Калниньш, это маленькие операторы услуг электронной связи, неспособные вложить средства в нормальное оборудование. Вместо установки на крыше качественной мачты они варварски проникают в дом через люки, трубы, делают отверстия в стене. Не поверите – порой операторы делают в панели пять десятков дырок, отчего стена похожа на швейцарский сыр.
– Мы нередко выезжаем на проверку жалоб жителей, – рассказывает старший инженер, – многие рассказывают, что операторы при монтаже портят стены и кровли многоквартирных домов.
– Помогаете владельцам квартир добиться возмещения ущерба?
– Если сети проведены по правилам, крыше они не вредят. Но кое-кто из операторов бурит стены, закидывает кабеля через вентиляционные шахты. Мы видели дымоходы, развалившиеся под тяжестью проводов. Если доказано, что имущество дома пострадало из-за действий конкретного провайдера, ущерб возмещается.
Сеть над головой – как бороться?
– Наша читательница жалуется, что много лет назад компания протянула провода над крышей ее одноэтажного дома. Законно ли поступил провайдер?
– Это нередкая ситуация: компания перекидывает кабели с крыши одного многоэтажного дома на крышу другого, пользуясь воздушным пространством над чужими участками или маленькими коттеджами. Законы не обязывают операторов согласовать такой проект с владельцами земли. Но если кабель будет проложен над крышей дома, мы просим коммерсанта добиться согласия его владельца. Проблемы есть только со старыми сетями. Если они проложены во время, когда согласия хозяина дома не требовалось, у нас нет законного основания убирать эти провода. Если же жители коттеджа настаивают на своем, то по правилам они должны оплатить перенос сетей из своего кармана.
– Проблемы с сетями часто открываются перед реновацией дома. Что делать, как договориться с владельцами по поводу кабелей, проложенных с нарушениями правил?
– Реновация – хорошее время для упорядочивания внутренних электронных сетей дома. Надо собрать вместе все компании, работающие с домом, и объявить о планах капитального ремонта: «Парни, просим перенести свои подключения и разместить их по-человечески». Солидные фирмы идут клиентам навстречу (хотя могут потребовать, чтобы дом оплатил перенос подключения). А проникших в дом без согласования проекта можно просто обрезать.
Lattelecom на переговоры не идет
Напоследок мы рассказали экспертам совсем уж несуразную, на наш взгляд, историю.
В престижном многоэтажном доме по улице Стабу в Риге создано общество собственников. Руководит объединением энергичная женщина, решившая во что бы то ни стало привести в порядок отношения с провайдерами услуг электронной связи. Взялась за дело и постепенно заключила со всеми небольшими фирмами договоры на право использования домовой инфраструктуры. Одна компания платит за свой кабель 5 латов в месяц, другая – 7 латов. Деньги небольшие, но если учесть, что операторов в доме больше десятка, то к концу года на счет общества набегает приятная сумма.
– Один только Lattelecom над нами посмеялся, – негодует председатель общества собственников, – сказал: «Не получите ни копейки, а если продолжите настаивать, отрежем свой кабель и оставим дом без связи».
Обидно жителям, но путей борьбы с крупной компанией они не знают.
Как дому получить плату за сети?
– В последнее время общества собственников часто жалуются не на ущерб, причиненный им операторами, а на отказ последних заключить договора на использование инфраструктуры дома – иными словами, на право иметь в доме свой кабель.
– Знакомая проблема. Но ни один закон не обязывает предпринимателей платить владельцу дома за условную аренду части чердака, лестничной клетки или крыши. Если стороны договорились между собой, такая плата имеет право на существование. Однако есть компании, которые принципиально не идут на уступки.
– Например, Lattelecom...
– Да, это предприятие четко определилось с позицией. Его представители сравнивают свои коммуникации с водопроводом или электрическими сетями. Мы же не требуем, чтобы Latvenergo платило дому за право разместить электропроводку? А телефон, это такая же необходимость, как электричество.
– Предприятие лукавит, ведь водопровод, проводка и канализация – это имущество дома, в то время как сети Lattelecom – собственность этой компании.
– Я слыхал такое мнение. Жители выдвигают еще один аргумент: «Lattelecom зарабатывает на нас деньги, а за инфраструктуру не платит». Но это палка о двух концах – если предприятие обязать платить за размещение кабеля в доме, оно прибавит эти затраты к тарифу. Хуже будет только самим жителям.
– Значит, обществам от бывшего монополиста ничего не добиться?
– Только в случае, если коммерсант сам согласится заплатить. Чтобы говорить с Lattelecom с позиции силы, надо менять Закон об электронной связи. Пока в этом законе сказано, что «у коммерсантов есть право проводить в дом свои сети и строить необходимые коммуникации, предварительно согласовав проект с владельцем». После того, как жители согласились пустить предприятие в дом, никто не имеет права препятствовать предприятию проводить или сохранять свои сети.
– Как это относится к Lattelecom?
– Если проект сети этой компании по улице Стабу согласован, пусть даже много лет назад, у жителей нет ни оснований, ни возможности выгнать предпринимателя из дома или против его воли требовать плату за использование инфраструктуры.
– Выходит, настаивать на плате за кабель жители могут только перед согласованием проекта новой сети?
– По закону именно так и получается…