«Как жить лучше?»
- Информация о материале
- Категория: Коммунальные услуги
- Опубликовано: 20.02.2015, 13:14
Иногда мы хотим поменять свою жизнь к лучшему, но не знаем, как это сделать. По этой причине полезно общаться с иеми, кто уже прошел трудный путь, возможно, набили шишек, однако добились результата. Собственники квартир рассказывают, как изменилась их жизнь после реновации и других работ по благоустройству домов, а также – стоила ли овчинка выделки.
«Соседи сами попросили: «Давайте реновировать дом!»
Айварс Аболиньш, ул. Кронвалда, 5, Елгава:
– Жители нашего дома начали обсуждать реновацию уже три года назад. Поначалу некоторые владельцы квартир с интересом наблюдали, как проходит утепление других многоэтажек Елгавы. Со временем они убедились, что реновация приносит пользу, поэтому стали просить, чтобы наш дом также принял участие в подобном проекте.
Что ж, у меня, как у старшего по дому, возражений против реновации не нашлось. Однако я сразу предупредил, что активистам придется самим участвовать в убеждении соседей. Получилось, что всю подготовительную работу провели те соседи, которые были заинтересованы в реновации, я же только проводил общие собрания, был координатором проекта и общался с домоуправлением.
Мы живем в обычном доме 103-й серии, в котором 27 квартир. Дом небольшой, однако расположен в хорошем месте, в зеленом районе. Летом у нас тут очень уютно и красиво. Правда, газон пострадал во время утеплительных работ, но к весне мы надеемся его восстановить.
Полный пакет работ по утеплению для нашего дома стоил 196 тысячи евро или 119 евро на квадратный метр жилплощади. Однако мы успели выполнить утепление по старой государственной программе, которая предусматривает софинансирование работ из фондов ЕС. Благодаря этому наши расходы снизились приблизительно до 70 евро с квадратного метра жилплощади, а значит, собственник средней двухкомнатной квартиры заплатит за реновацию 3500 евро.
Работы по утеплению мы начали в августе 2014 года, а закончили в январе 2015-го. Погода нас очень побаловала, благодаря оттепелям строители смогли работать даже зимой. За время реновации мы утеплили фасад, чердак и подвал, улучшили конструкцию ограждений лоджий, провели жестяные работы на крыше, поставили теплоизоляцию на трубы в подвале, поменяли радиаторы (в квартире, где была такая необходимость), смонтировали на отопительных приборах алокаторы и регуляторы. Заменили также систему горячего водоснабжения. Думали о замене холодного водопровода, но во время обследования оказалось, что и старая система находится в приличном состоянии, поэтому мы спешить не стали и отложили замену этих труб на будущее.
Косметический ремонт в подъездах у нас уже имелся, в двух подъездах были установлены окна. То есть для окончания благоустройства нам оставалось только поставить стеклопакеты в одном подъезде.
Теперь немного о результатах. В феврале мы впервые будем расплачиваться за отопление по показаниям квартирных алокаторов. Собственники квартир проголосовали за пропорцию 30:70, при которой все жители одинаково оплачивают тепло, потребленное в помещениях общего пользования и полученное через стояки (30%), однако отдельно оплачивают тепло, полученное через отрегулированные на свой вкус радиаторы (70%). Это значит, что человек, который установил температуру отопления в своей квартире на минимум, будет платить намного меньше соседа, полностью открывшего регулятор.
В нашем подъезде установлено индивидуальное газовое отопление. В январе 2015 года мы использовали в два раза меньше газа, чем в январе 2014 года. Это очень хорошая экономия! В своей квартире я поддерживаю температуру на уровне 21–22 градусов, при этом трачу всего 25% от привычного количества газа. А жители соседних двух подъездов будут экономить еще больше, поскольку пользуются центральным отоплением, которое исторически обходилось им дороже газового. Что сказать? Работы закончились всего три недели назад, а мы уже довольны результатом!
«Платим за тепло 20–25 евро в месяц!»
Валентина Григорьева, ул. Калнциема цельш, 99, Елгава:
– Я стала старшей по дому давно, в 1998 году. Хотя наша многоэтажка находится на окраине Елгавы, но в 2010 году JNĪP предложил нам подумать о реновации. В доме провели собрания для жителей, рассказали о выгодах утепления, о возможностях реновироваться за полцены при помощи фондов Евросоюза. Честно говоря, поначалу не хотелось в это верить: как это – Европа оплатит половину работ по утеплению? Но поскольку работники домоуправления уверяли, что это серьезная программа, мы решились в ней участвовать.
В то время началась самая сложная для меня работа – уговоры соседей. В половине квартир у нас живут пенсионеры, каждый считает свои копеечки. Казалось, договориться с ними будет трудно. Но в то время JNĪP закончил реновацию дома по улице Хелманя, 3. Этот дом сделали образцовым, приятно на него посмотреть. А поскольку город небольшой, оказалось, что у одного соседа по Хелманя, 3 живут родственники, у другого – знакомые. Эти люди в один голос рассказывали, что платить за реновацию приходится не так-то дорого, зато отопление подешевело заметно.
Целых четыре года ушло на то, чтобы наш дом серьезно настроился на реновацию. В одно время я даже потеряла надежду, думала: «Никто нашу окраину не станет утеплять! Ведь и в центре города работы полно...» Но все-таки за реновацию проголосовало 14 собственников квартир из 18, абсолютное большинство, и домоуправление нас поддержало. В прошлом году к моему удовольствию дело сдвинулось с мертвой точки.
Наш дом получил от Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) подтверждение о софинансировании работ из фонда ERAF. В конкурсе на выполнение реновации победила строительная фирма Amaxs, которая работала очень хорошо, все работы выполнила в срок и с хорошим качеством. Цены тоже были адекватными. Я сама проверяла, чтобы количество использованного материала соответствовало количеству закупленного. Я по специальность бухгалтер, но даже мне оказалось не к чему придраться.
Строители закончили работы за три месяца. Теперь наш дом утеплен по всему периметру. На чердаке толстым слоем задули вату, в подвале потолок утеплили пенопластом. Заодно поменяли все коммуникации, а значит, жители получили новую систему водоснабжения. Сантехники мало того, что поставили новые трубы, но и отлично их изолировали. Систему отопления мы решили не менять, а оегуляторы и алокаторы мы поставили на радиаторы еще до реновации.
Согласно проекту реновация нашего дома обошлась в 169 тысяч евро,часть этой суммы мы получили от LIAA. Получилось, что собственники трехкомнатных квартир должны заплатить за работы 5600 евро, хозяева двухкомнатных квартир – около 4800 евро. Мы были особенно довольны тем, что управляющий предоставил нам возможность самим выбирать срок выплаты. Некоторые владельцы квартир сумели расплатиться сразу, а другие заключили кредитные договора сроком от одного года до пятнадцати лет.
Конечно, эффект реновации мы почувствовали сразу после окончания работ, уже летом прошлого года. Раньше в жару у нас сильно нагревалась крыша, мы спали на полу, в мокрых простынях. После утепления крыши климат в квартирах нормализовался. Осенью я пошла по квартирам с термометром. Оказалось, что внутренняя температура в квартирах после начала отопительного сезона стала на два-три градуса выше по сравнению с прошлогодней. Ведь теперь на наших радиаторах стоят алокаторы и регуляторы, а значит, люди устанавливают минимальную температуру отопления, чтобы потом поменьше платить. То есть даже с отключенными батареями нам теперь теплее, чем раньше бывало со включенными.
Сколько мы платим за отопление и позволила ли реновация серьезно экономить на услуге Fortum? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Одному собственнику холодно, и он может повернуть регулятор на максимум, чтобы нагреть помещение до +25 градусов, но такой человек и экономит поменьше других. Но наши пенсионеры, конечно, почти не открывают радиаторы, живут при +20 градусах и платят значительно меньше, чем несколько лет назад.
Мы с мужем пенсионеры и в этом сезоне почти не включали батареи. Каков результат? Тепловой счет за два первых месяца отопительного сезона составил только 45 евро.
Вот вы спрашиваете, согласилась бы я делать реновацию, если бы сегодня мне снова пришлось бы делать выбор? Да. Согласилась бы без всяких колебаний!
«Наши жители перестали мерзнуть»
Зита Бирзиня, ул. Сатиксмес, 53, Елгава:
– Нынешним летом мы в своем доме установили алокаторы – приборы, учитывающие количество тепла, полученное каждой квартирой через батареи и помогающие справедливо распределить плату за отопление между жителями. Некоторые дома в Елгаве пользуются алокаторами давно, но там приборы были установлены самим домоуправлением в рамках экспериментального проекта либо в ходе реновации. Мы первыми в Елгаве сами установили алокаторы за собственные деньги, не дожидаясь комплексного утепления.
В нашем доме 96 квартир, и большая часть жителей приобрела как алокаторы, так и регуляторы. Отказались только несколько собственников. Но мы даже не стали их переубеждать. Такие квартиры просто-напросто оплачивают потребление тепла по максимуму (по показаниям алокаторов в самой «горячей» квартире дома).
Жители быстро поняли, чем полезны алокаторы. Сегодня все тепло, полученное нашим домом, условно делится на две части. 40% теплоэнергии – это обязательный компонент, который оплачивают все жители дома. Это тепло, которое идет на обогрев помещений общего пользования, а также тепло, полученное квартирами через стояки отопительной системы. Остальные 60% от общего количества теплоэнергии учитываются, как переменное значение. То, как много заплатит каждый собственник квартиры, зависит от показаний алокаторов на его батареях. Если в этот месяц регулятор батареи был открыт на полную мощность и в квартире было тепло, то жители заплатят больше, если регулятор был закрыт, то и плата будет меньше.
Это значит, что человек, полностью отключающий батареи, должен платить за тепло только 40% от средней цены. Конечно, ближе к реальной ситуации пропорция 50:50, но при таком подсчете жители не получили бы достаточной мотивации, чтобы регулировать батареи.
Все жители нашего дома, установившие алокаторы, довольны, особенно пенсионеры. Часто бывает, что пожилой человек живет в трехкомнатной квартире, но пользуется только одной комнатой. Теперь он может отрегулировать батареи в остальных помещениях на минимальный режим отопления и реально экономить на оплате.
По какой причине жители нашего дома проголосовали за алокаторы? Дело в том, что у нас установлена однотрубная система отопления. Как обычно бывает в таких домах, на пятом этаже у нас было жарко, а жители первого этажа замерзали. Это никуда не годилось! Возникала абсурдная ситуация: многие держали окна открытыми и одновременно жаловались, что мы получаем слишком большие счета за отопление.
Конечно, можно было обойтись только регуляторами на батареях. Это позволило бы жителям верхних этажей уменьшать температуру, после чего больше тепла поступало бы к собственникам квартир на нижних этажах. Но в таком случае сложно было бы убедить людей, чтобы они перекрывали батареи, ведь тепло все равно оставалось бы «общим». По этой причине мы решили установить алокаторы, которые помогают людям платить только за то тепло, которое они реально потребили. Это дисциплировало жителей, и теперь в нашем доме нет никаких проблем с открытыми окнами, а на первых этажах людям стало тепло.
Возможно, что общее число мегаватт-часов теплоэнергии, получаемых нашим домом, не уменьшилось, однако тепло теперь равномерно распределяется по всему дому, и мы перестали отапливать улицу. В результате и плата за тепло стала более справедливой.
Конечно, жителей Елгавы заинтересует, как мы расплачивались за алокаторы и регуляторы. Большая часть жителей сразу покрыла стоимость приборов, а малообеспеченные получили от JNĪP рассрочку на срок до четырех месяцев.
Пришлось ли мне уговаривать соседей, чтобы они проголосовали за алокаторы? Нет. Мы просто собирали информацию, слушали людей из домов, в которых алокаторы уже установлены, а затем сообщили соседям о выгодах и недостатках этой системы. Я и сейчас не уговариваю жителей нашего дома, которые до сих пор не решились установить алокаторы. Считаю, что право решать принадлежит самому собственнику.
Интересно, что не все владельцы квартир первых этажей при реконструкции поставили регуляторы, поскольку привыкли к холоду и не могли даже представить, что в один прекрасный день им станет жарко. Но такой день пришел, поэтому теперь мы пришли к выводу, что и на первых этажах необходимы регуляторы батарей.
Я однозначно посоветовала бы другим домам использовать алокаторы и регуляторы. Но нельзя кидаться в подобный проект сломя голову. Важно понять, способен ли дом потянуть такие расходы, например, есть ли у него ремонтные накопления. С другой стороны, наш дом закончил прошлый год с небольшим минусом баланса, но с заданием мы справились. Это стало возможно благодаря тому, что каждый житель оплатил приборы сам.
Следующая задача, которую мы хотели бы выполнить в своем доме, это замена счетчиков воды. То, что сейчас происходит, ненормально. В доме каждый месяц появляется огромная разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков воды. Мы теряем до 200 кубометров воды. Согласитесь, что такое количество невозможно просто украсть!
На мой взгляд, причина потерь воды заключается в несовпадении технических параметров счетчиков. Например, если городской водоканал, собственник домового счетчика, по очередному нашему сигналу соглашается промыть прибор, то на следующий месяц разница по воде снижается. Но через несколько месяцев коррекция снова драматически увеличивается.
Парадокс заключается в том, что это не жители указывают в квитанциях неверные показания счетчиков, а общий водомер считает неправильно! Причем происходит это, несмотря на то, что на общем водопроводе нашего дома стоит прибор, очищающий воду от излишков кальция.
Теперь мы хотим установить в квартирах счетчики с дистанционным считыванием. В таком случае и на вводе в дом придется ставить общий счетчик высокого класса точности. Надеюсь, что городской водоканал обеспечит нам такую возможность, и в результате мы наконец-то победим потери воды.