Что ждет старую «хрущевку»?
- Информация о материале
- Категория: Домоуправление
- Опубликовано: 13.03.2019, 18:26
В нескольких номерах газеты мы писали о проблемах жилого фонда. Но самый главный вопрос: что делать? Государство поступило хитро, разрешив приватизировать квартиры.
А теперь, даже если дом в аварийном состоянии, это забота владельцев. Между тем и трубы лопаются, и кирпичи крошатся, и балконы ржавеют. Так что же делать?
Хватит на тысячу домов
Сегодня государство и самоуправления предлагают жителям немало программ помощи в проведении полной или частичной реновации жилья. Так, в программе Altum жители могут получить до 50% со-финансирования на утепление домов. Как предполагают специалисты, выделенного в этой программе финансирования хватит на тысячу многоквартирных домов по всей Латвии. То есть, только в этой программе планируется привести в порядок каждый двадцатый дом.
Самоуправления также включаются в программу помощи горожанам, предлагая различные варианты. Так, в Даугавпилсе действуют муниципальные программы поддержки на утепление чердаков, ремонт крыши, ремонт подъездов с заменой окон и дверей, ремонт и утепление водопровода и системы отопления, утепление стен, установку индивидуальных приборов учета тепла, а также разработку технического проекта для домов, решивших участвовать в программе реновации. В основном финансовая помощь думы на проведение работ составляет 30%, максимальная же поддержка самоуправления - 80%, в некоторых программах есть также ограничения по сумме поддержки. В свою очередь, глава муниципального предприятия «Резекнес намсаймнекс», занимающегося обслуживанием жилого фонда в соседнем Резекне Петерис Дзалбе уверен в том, что наибольшую выгоду и эффект дает полная реновация жилого дома.
Петерис ДЗАЛБЕ:
При полной реновации жители смогу экономить от 30 до 70 % расходов на отопление. Это зависит от температуры, которую вы установите в квартире.
Реновация без кредитов?
Здесь можно упомянуть опыт наших литовских соседей. В Игналине, например, сделали реновацию нескольких домов. И повели горожан на экскурсии. Люди платят определенную фиксированную сумму, сопоставимую с той, что платили за обслуживание дома до реновации. А фактически стоимость услуг снижается. По похожему пути сегодня идут и в соседнем Резекне. «Индивидуальными в типовых домах являются лишь 5% проблем, остальное - общие для всех беды, потому и стоимость приведения таких домов в порядок можно прогнозировать заранее. И прийти к жителям с уже готовым прогнозом цен, чтобы люди точно понимали, что им и за какие деньги предлагают».
Почему же у нас не применяют опыт соседей? Да просто потому, что при такой схеме не будет переплат строительным фирмам.
Еще одна проблема наших городов - визуальный облик микрорайонов. И дело не только в том, что типовые дома безликие, хотя в доме с красивым фасадом и жить приятнее. Но особенно эта проблема чувствуется в микрорайонах с исторической застройкой - городском центре, крепости. Когда видишь кругом красивые исторические особняки, и вдруг - старая хрущевка. При реновации можно существенно изменить и внешний облик дома, сделать его фасад современнее, придать дому индивидуальность. Есть два варианта реновации фасада дома. Во-первых, это так называемый «мокрый фасад» - штукатурка, шпаклевка и покраска. Так приводят в порядок сейчас общественные здания, это нарядно и долговечно, но такой фасад все же нуждается в содержании и периодическом обновлении. Второй вариант - вентилируемые фасады. Это покрытие композитной плитой, способ, который сегодня хорошо показывает себя во всей Европе. Новое покрытие в этом случае крепится к существующему фасаду дома при помощи несущей конструкции, заполненной двумя слоями утеплителя - мягкого и твердого, затем оставляется прослойка воздуха и наверх укрепляется плита вентилируемого фасада. При этом дом нормально «дышит», за счет чего не создается эффекта «консервной банк». Уже есть примеры применения такой технологии, например, во Дворце культуры на Химий. Это более долговечный вариант, кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту здания, беря на себя основное воздействие
природных факторов. А это значит, что срок жизни дома продлевается еще на 40 - 50 лет. «Пару лет назад у нас была идея в отношении приведения в порядок домов в крепости. Хотели разработать своеобразный шаблон для такого покрытия, с учетом вида и цветовой гаммы строений ы крепости, чтобы затем привести в порядок все дома, отремонтировав их в едином стиле. Была и предусмотрена и специальная городская программа для домов, находящихся в исторической части города, чтобы помогать жителям приводить фасады своих домов в порядок», - рассказывает П. Дзалбе. Увы, сейчас об этом забыли.
Заботясь об экономии
К сожалению, сегодня в Даугавпилсе дома приводят в порядок по чуть-чуть. Все работы, которые сейчас проводятся в городе при финансовой поддержке думы, дают домам конечную экономию от 5 до 10%, говорит П. Дзалбе. В то время как при полной реновации жители смогут экономить от 30 до 70% расходов на отопление. Такая разница образуется потому, что каждый будет устанавливать в квартире комфортную для себя температуру. В Резекне специалисты подсчитали, что полная реновация пятиэтажного дома, куда входит ремонт сетей водоснабжения, канализации, электричества, отопления - с заменой радиаторов, внутренний ремонт, подвал фундамент, новая отмостка, утепление стен, замена кровли, ремонт чердака и балконов, в пересчете на одного жителя обойдется, в среднем, около 7,5 тысяч на одну квартиру. И это не просто цифры с потолка, а расчеты, которые делаются для реальных домов. Потому что в Резекне процесс тоже пошел. А местное самоуправление уже начало работу над новыми программами поддержки жителей многоквартирных домов.
«Дом - это как минимум 60 живущих под одной крышей людей, каждый со своим мнением. Привести эти мнения к одному знаменателю - в этом и есть главная задача обслуживающей организации», - уверен П. Дзалбе. Конечно, после реновации старый дом новым не станет, но то, что полностью обновленное жилье прослужит верой и правдой еще как минимум одному поколению жильцов, это несомненно. Так станут ли наши старички-дома новыми городскими долгожителями?
Светлана Белогрудова, «Миллион»