Проспала квартирные счета за 15 лет?
- Информация о материале
- Категория: Есть проблема!
- Опубликовано: 29.09.2015, 12:09
Наш юрист спасает читательницу от «неожиданного» долга в 15 000 евро!
Жительница столицы Елена М. попала в страшную ситуацию. Много лет назад она получила квартиру от самоуправления, но после развода не прожила там ни дня – оставив имущество бывшему мужу-пьянице, вместе с детьми перебралась к родственникам. Однако через 15 лет управляющий неожиданно засудил Елену за коммунальные долги в размере – внимание! – 15 200 евро.
Пропил и семью, и квартиру
Женщина пришла в редакцию в глубоком шоке, ведь за последние годы и думать забыла о квартире, которую бывший муж использовал для пьяных дебошей. Должницей она стала в одночасье, не подозревая о своих обязательствах перед домоуправлением и Думой.
– Я была замужем, жила в благоустроенной квартире, у нас с супругом росли двое дочерей. Однако со временем мне пришлось уйти от мужа, который запил, – рассказывает Елена. – В то время младшая дочка только пошла в третий класс.
Квартира, в которой жила семья, была неприватизированной, а договор аренды был заключен на имя супруга. Оставшись один, мужчина, разумеется, быстро профукал недвижимость: долги по коммунальным услугам накопились такие, что самоуправление предупредило о выселении.
– Тогда и появилась маклер, предложила решить наши проблемы путем обмена двухкомнатной квартиры на комнатушку в общежитии. Эта каморка тоже была неприватизированной, туалет находился в коридоре. Но я согласилась на обмен, чтобы муж, с которым мы на тот момент уже развелись, не остался на улице, – вспоминает Елена.
Вопрос
«Можно ли оформлять банкротство, если я должен за квартиру всего 500 евро, зато имею большие долги перед банком или компаниями быстрых кредитов, и мои совокупные долги очень велики?»
Да, вы можете претендовать на неплатежеспособность, если ваши долги перед всеми кредиторами превышают 5000 евро. Однако в случае, если квартира принадлежит вам и долг перед домоуправлением невелик, возможно, вам будет выгоднее самостоятельно продать недвижимость и расплатиться с кредиторами. При продаже недвижимости с аукциона, который состоится в случае банкротства, вы не получите такой хорошей цены, как на свободном рынке.
Зачем было подписывать договор?
Одновременно было решено, что договор аренды комнатушки на улице Зиепью, 11 подпишет сама Елена. Честно говоря, она теперь и не помнит, почему решилась заключить договор на свое имя. Наверное, побоялась в случае чего остаться на улице, хотелось иметь пусть маленький, но собственный угол.
– В то время я жила в квартире невестки, которая приютили меня с детьми по-родственному. Как жизнь сложится дальше, не знала и думала: в случае неприятностей всегда смогу приехать в дом по ул. Зиепью, хотя бы переночевать, пока не найду другие варианты.
Вдобавок и бывший супруг М. пил в то время так сильно, что женщина была уверена: маклер обязательно подсунет ему неправильные документы.
Муж съехал, оставив долги
Так Елена официально получила от Квартирного управления Рижской думы жиплощадь, за которую и бралась отвечать по условиям договоров. Однако женщина предпочла поскорее об этом забыть, потому что даже подходить к общежитию не хотела. Пьющий муж, скандалы, развод – все это хотелось забыть.
– В квартире я не жила ни одного дня и порог ее переступала только дважды, – без удовольствия вспоминает Елена. – Например, в 2007 году я пришла в эту комнатушку вместе с маклером. Муж не платил мне алименты и задолжал больше 5000 латов. Я решила, что могу как-то распорядиться записанной на меня квартирой, чтобы получить деньги на обучение дочери. По совету маклера нашла арендаторов, пришла в общежитие – и увидела, что муж съехал, а в комнате живут совершенно посторонние люди!
Когда Елена поинтересовалась, на каком основании в квартиру заехала чужая семья, да еще и задекларировалась по данному адресу, то получила ответ: «Мы погорельцы и получили эту жилплощадь, как временную…» Доказать свои права на пользование квартирой эти люди не смогли, поэтому через несколько дней исчезли.
– Мы поселили в комнатке молодую пару, – говорит Елена, – но семья одного дня не смогла прожить в этих условиях, среди тараканов и клопов! Они просто убежали.
Таким образом проблемная квартирка осталась пустой, и даже бывший супруг Елены, кое-как наладивший свою жизнь, возвращаться в общежитие не желал.
«Но я ведь там не жила!»
– На каком же основании домоуправление подало на меня в суд и потребовало оплаты коммунальных платежей на такую огромную сумму – 15 000 евро? – возмущена нанимательница клоповьего угла.
Юрист Александр Фриденберг поясняет:
– Поскольку договор найма квартиры был заключен на имя Елены, то именно она все эти годы считалась квартиросъемщицей и отвечала за своевременную оплату коммунальных услуг и обслуживания. Согласно нормативным актам, плата за коммунальные услуги, связанные с пользованием квартирной собственностью, начисляются независимо от того, пользуется ли наниматель жилплощадью или нет. Если человек отсутствует, то плату не потребуют только за услуги, которые учитываются при помощи индивидуальных счетчиков, например, за пользование водой.
Что следовало делать Елене, которая никогда не пользовалась квартирой в общежитии по улице Зиепью? Она однозначно не должна была пускать дело с оплатой счетов на самотек. Поскольку бывший супруг не платил за квартиру, Елене оставалось либо самой покрывать эти расходы, либо же обратиться в Квартирный отдел Рижской думы с требованием разорвать договор аренды. После расторжения договора она больше не отвечала бы за оплату счетов.
– Это большая ошибка многих нанимателей муниципального или государственного жилья, – считает Александр Фриденберг. – Запутавшись в долгах, люди просто уходят из квартиры и надеются, что на этом все закончится. Если наниматель, заключивший договор с самоуправлением, переезжает в другую квартиру, в село или за границу, он должен официально расторгнуть отношения найма. В противном случае домоуправление продолжит выставлять счета на его имя и рано или поздно подаст в суд!
■ Жители при долгах на сумму от 5000 до 30 000 евро (после продажи имущества) могут пройти процедуру погашения обязательств за один год, при долгах на сумму от 30 до 150 000 евро – за два года, при долгах более 150 000 евро – три года. В реальности весь процесс занимает на полгода больше, потому что шесть месяцев отведено на начальную процедуру банкротства.
■ В Латвии начато около 5,5 тысяч процессов неплатежеспособности.
■ На неплатежеспособность могут претендовать люди, у которых срок выплаты по задолженностям не наступил, однако наступит в течение года. Ранее порог такого долга составлял 14 280 евро, в новой редакции закона он снижен до 10 000 евро.
■ В Латвии можно оформить семейное банкротство. Это делается, если долг каждого близкого родственника (например, супругов) превышает 5000 евро. В таком случае работа администратора неплатежеспособности оплачивается только один раз, и семья может сэкономить не менее 640 евро.
■ Большую часть заявлений о неплатежеспособности жителям Латвии помогает оформить Латвийская ассоциация заемщиков, основанная первым банкротом нашей страны Янисом Аболиньшем.
Домоуправление не могло найти должницу?
В ситуации с Еленой домоуправление очень долго не могло связаться с должницей (поскольку М. была задекларирована в доме по Зиепью, 11, то все предупреждения и судебные повестки приходили на адрес брошенной квартиры). Вот за 14 лет и накопился ужасающий долг – 15 тысяч евро.
Женщина признает свою вину, да, не интересовалась своими обязанностями нанимательницы, годами прятала голову в песок с надеждой, что ситуация как-нибудь сама уладится.
– Но как теперь мне поступить? Я официально работаю, однако моих доходов не хватит, чтобы расплатиться с управляющим!
К счастью, редакции «Делаем вместе!» и юристу Александру Фриденбергу удалось разработать план, который стал для Елены М. избавлением.
– Ваша читательница может объявить личную неплатежеспособность, – предложил господин Фридендерг, – после чего все ее квартирные долги в течение года будут списаны, и Елена начнет жизнь с чистого листа.
C 1 января 2015 года в Латвии действует новый Закон о неплатежеспособности, согласно которому на банкротство могут претендовать жители страны, долги которых превышают 5000 евро. Обладатели малых долгов смогут пройти процедуру банкротства всего за год. При этом их траты будут минимальными: плата администратору неплатежеспособности: около 640 евро и ежемесячная плата – 1/3 от официальных доходов (но не менее 1/3 от минимальной зарплаты).
– Получается, что Елена заплатит около 2000 тысяч евро, что в семь раз меньше ее долга перед домоуправлением, после чего начнет жизнь с чистого листа, – говорит юрист. – Например, сможет приобретать недвижимость без страха, что судебный исполнитель обратит взыскание долга на новую квартиру.
Удобнее всего новым Законом неплатежеспособности пользоваться людям, у которых нет недвижимости, поскольку в противном случае дом, квартира или земля будут описаны администратором неплатежеспособности и проданы, чтобы покрыть часть долга. Однако у Елены нет собственной недвижимости, поэтому после разговора с юристом она отправилась в Латвийскую ассоциацию заемщиков. Ко дню публикации заявление Елены уже было принято в суде.
– Спасибо за совет, который спас меня! – сказала она в редакции. – Ведь иначе я стала бы вечной должницей…