Наследство превращается в трагедию!
- Информация о материале
- Категория: Есть проблема!
- Опубликовано: 16.09.2016, 15:34
Как действовать, когда после смерти человека его квартиру делят между вдовой и детьми от первого брака?
Галина Грищенко после смерти супруга Бориса больше не чувствует себя в их общей квартире как дома. На имущество претендуют многочисленные потомки покойного. Более того, дети и внуки Бориса настаивают, чтобы квартира была продана. «А ведь жилье мы приватизировали в том числе и на мои средства! – сокрушается сегодня Елена. – Как же вышло, что на старости лет мне нужно уходить на улицу?»
В Латвии люди нередко разводятся и заключают второй брак. Далее они покупают совместную недвижимость, однако по незнанию не оформляют документы так, чтобы вдова или вдовец, пережившие супруга, могли сохранить дом или квартиру. К сожалению, такова история и Галины Грищенко.
– Я повстречала Бориса, когда перебралась в Ригу из своего колхоза. Я тогда работала кондуктором, а он был одинокий человек. Подошел ко мне в транспорте, и – считайте, что уже и не отходил до конца жизни, – рассказывает Галинна.
Первая жена Бориса умерла в 1996 году, и ко времени встречи с Галиной мужчина жил в трехкомнатной квартире вместе со старшим сыном. Правда, семья старшего сына вела отдельное хозяйство, даже еда у Бориса с родственниками была отдельная. А младший сын к тому времени тоже женился и переехал к супруге.
– Борис настоял на размене квартиры, при этом нам досталась однокомнатная квартира по ул. Пурвциема в Риге, – говорит Галина. – Сыновьям же Борис дал по 3000 латов, оставшиеся от доплаты, да еще и землю на них переписал, оставшуюся после смерти первой его супруги.
Новую квартиру на ул. Пурвциема супруги Грищенко приватизировали в 2000 году. Причем было решено записать ее на Бориса. Но поскольку у самого мужчины уже не было ни сертификатов, ни особых доходов (что подтверждает справка от Государственного агентства социального страхования), то нужные для приватизации сертификаты на имя Бориса покупали на общие деньги.
– Мы семейного бюджета вообще не делили, – говорит теперь вдова.
И вот настал печальный день 9 сентября 2015 года, когда Борис умер. Почти сразу после этого начался и раздел наследства – квартиры, записанной на имя покойного.
– К тому времени старший сын Бориса уже умер, поэтому его долю унаследовали внуки. Два парня получили по 1/6 квартиры. Младший же сын до сих пор не считает нужным претендовать на положенную ему 1/3 часть квартиры, потому что у него большие долги и судебный исполнитель все равно отберет это имущество, – рассказала Галина.
Сама вдова получила 1/3 часть квартиры, хотя считает, что это несправедливо. Ведь квартира была все равно что общая! Но Галина не слишком волнуется насчет того, кто записан собственником имущества в Земельной книге. Она боится потерять не право собственности, а право пользования квартирой. Ведь сегодня часть наследников настаивает на том, чтобы квартира была продана.
– В таком случае я получу только 1/3 часть стоимости жилья, – понимает Галина. – Этого не хватит, чтобы купить даже каморку. Куда же я пойду?
Вдобавок сегодня Галина получает от домоуправления квитанции, в которых плательщиками значатся все четыре совладельца квартиры – она, оба внука Бориса и, как ни странно, сам Борис (на имя усопшего все еще записана 1/3 часть имущества, не востребованного законным наследником – младшим сыном). Однако платить за все коммунальные услуги приходится только самой Галине. Справедливо ли это, спрашивает она.
На вопросы нашей читательницы отвечает юрист Александр Кведарс (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).
Сейчас, почти через год после смерти владельца квартиры, может ли вдова требовать пересмотра долей? Как доказать, что она участвовала в приватизации? Можно ли доказать, что квартира, полученная Борисом до брака, но приватизированная уже в браке, была совместной собственностью? В какой именно момент и каким способом вдовец или вдова должны требовать раздела имущества, чтобы сначала получить 1/2 часть совместной собственности, а потом уже 1/3 от наследства, оставленного покойным? Возможно ли теперь доказать, что ½ квартиры изначально принадлежала Галине, и требовать еще 1/3 от второй половины? Нынешние доли внуков уже внесены в Земельную книгу.
Может ли вдова потребовать, чтобы дело о наследстве было пересмотрено и ей выделили ½ общей собственности, а также 1/3 часть оставшегося имущества, как наследнице мужа?
– На данный момент, когда имущество покойного супруга уже разделено и пройдены все этапы оформления (а именно: вдова подала необходимые документы нотариусу, выразила волю принять наследство, получила свидетельство о наследовании, не выразила свои возражения, зарегистрировала наследство на свое имя в земельной книге) пересмотреть наследственное дело нельзя.
Однако другим читателям следует помнить, что в случае, если имущество приобретено во время брака, без каких-либо оговорок, то оно считается совместным имуществом супругов. В случае, если имущество приобреталось за средства обоих супругов при разделе наследства переживший супруг может подать нотариусу заявление с просьбой выделить его супружескую долю (в этом случае – половину квартиры). Если супруг выделил свою долю и никто из наследников не высказывает претензий, то супруг сохраняет за собой свою долю и еще получает часть имущества в качестве наследства. В данном случае Галина могла получить большую половину квартиры.
Но выделить супружескую долю из наследства не так-то просто. Для выделения необходимо документально доказать, что переживший супруг также участвовал в приобретении этого имущества. Например, перечислял деньги либо приватизационные сертификаты именно для приобретения конкретного имущества. Важно: сохранились ли у вдовы такие документы!
Данное заявление переживший супруг подает сразу после открытия наследственного дела. Обычно нотариус, самостоятельно ознакомившись со всеми документами, предлагает пережившему супругу подать такого рода заявление. Отмечу, что нотариус может выделить супружескую долю только тогда, когда остальные наследники не возражают. Если хотя бы один сонаследник против выделения супружеской доли, то переживший супруг имеет право обратиться в суд и отстоять свою точку зрения.
Младший сын Бориса не хочет наследовать положенную ему 1/3 квартиры. Может ли в таком случае эту часть унаследовать сын этого человека, внук Бориса?
– Нет, согласно закону, пока живы вышестоящие наследники, нижестоящие принять наследство не могут. К примеру, умер отец и в наследство детям оставил квартиру. У него остались два сына и у каждого из сыновей по одному ребенку. Один сын подал заявление нотариусу и выразил волю принять наследство. Второй по личным соображениям не захотел это делать. В таком случае, вся квартира достанется тому сыну, который заявился в качестве наследника. Отказаться от наследства в пользу конкретного человека также нельзя. Можно только либо принять наследство либо не принимать его вовсе.
Что произойдет с 1/3 квартиры, на которую имеет право младший сын, но которая пока остается невостребованной, если в ближайшее время младший сын все-таки не подаст заявки на наследство?
– Насколько я понимаю, все сроки подачи документов уже прошли. Поэтому данная часть квартиры должна быть пропорционально разделена между теми наследниками, которые приняли наследство. В данном случае, раз Борис не оставил завещания, наследование происходит по закону. В первую очередь наследуют супруг и дети умершего. Затем уже родители, бабушки, дедушки, братья сестры и т.д. Перескочить очередь наследования нельзя. Поэтому, если у умершего есть дети и супруга, то в первую очередь наследство получают именно они. Внуки умершего не могут унаследовать имущество, пока живы дети умершего. Даже если кто-то не захотел получить наследство, его доля будет распределена между заявившимися детьми и супругой. В данной ситуации это значит, что доля младшего сына Бориса будет разделена между Галиной и двумя его внуками. Каждый получит дополнительно по 1/3 квартиры.
Кто должен оплачивать счета за квартиру, находящуюся в общей собственностью, если ею пользуется только вдова? Как требовать раздела счетов?
– За счета и долги квартиры отвечает собственник, а не пользователь. Если у квартиры несколько владельцев, то каждый из них должен расплачиваться за обслуживание и коммунальные услуги пропорционально своей доли. Галине необходимо обратиться в местное домоуправление, подать имеющиеся документы и попросить разделить счета.
Что делать, если наследник, получивший всего 1/6 часть квартиры, настаивает на продаже квартиры? Какая процедура необходима для такой продажи? Как Галина может защитить свои права?
– Согласно закону, если у одной вещи несколько собственников, это считается сособственностью. Совладельцы равны друг перед другом вне зависимости от размера принадлежащей доли. Также по закону никто из сособственников не обязан оставаться в общей собственности. Поэтому каждый из собственников может настаивать на продаже всего имущества целиком. Есть несколько вариантов, как решаются данные ситуации.
■ Собственник 1/6 части имущества, раз он хочет получить деньги за свою долю и избавиться от нее, предлагает кому-либо из собственников выкупить его долю.
■ Собственник 1/6 части сам хочет завладеть всей квартирой и всем сособственникам предлагает выкупить их доли квартиры.
■ Все владельцы договариваются, что квартира продается и вырученные деньги делятся пропорционально между всеми.
■ Квартира продается в принудительном порядке через суд, если собственникам не удалось мирно договориться. Конечно, в таком случае это не выгодно для владельцев, потому что квартира будет продана с аукциона, а значит, выручить за нее полную стоимость едва ли получится.
Увы, в законе нет механизма, который позволяет препятствовать резделению совместного имущества. Поэтому, если даже один из сособственников с самой маленькой долей квартиры хочет ее продать, у него есть все на то права.
Как действовать супругам, если квартира приватизирована и записана на одного из них, чтобы в случае смерти супруга-владельца квартиры оставшийся в живых супруг не остался на улице?
– Если квартира записана в Земельной книге на одного супруга, но была приобретена в браке, то в любом случае она считается совместной. В таком случае пережившему супругу причитается его доля (1/2 квартиры).
Однако надежного способа защиты пережившего супруга нет. Если бы умерший оставил завещание, в котором завещал все имущество своей жене, то доля неотклоняемых наследников – детей – сократилась бы в два раза. Как видите, внуки покойного унаследовали бы только по 1/12 квартиры. Галина могла бы договориться о выкупе этих долей, стать единственным собственником и выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Также умерший мог переписать квартиру на жену, заключив с ней договор дарения. Но что в первом, что во втором случае, неотклоняемые наследники имеют право получить причитающееся.
Неотклоняемых наследников можно отстранить от наследства завещанием, указав причину. К примеру, сына можно лишить наследства, если он ведет расточительный образ жизни, плохо относится к отцу, а семьи как таковой не было. Эти причины должны быть правдивыми и при возможности подкрепляться доказательствами. В таком случае, неотклоняемым наследникам, отстраненным от наследства, придется через суд доказывать свою точку зрения и право на часть квартиры. Однако у Галины были бы шансы сохранить за собой все 100% собственности.
Можно ли при жизни заключить с супругом договор содержания, чтобы неотклоняемые наследники не могли после смерти владельца квартиры делить или продавать недвижимость?
– С супругом можно заключить договор содержания. Данный договор предполагает, что человек, которому оказывается содержание, передает тому, кто его содержит, либо деньги, либо какое-либо свое имущество. Это делается в качестве компенсации за полученное и оказываемое содержание и уход. Если умирает человек, который оказывал содержание, то его обязанности переходят на его собственнымх наследников, которые приняли наследство.
К примеру, Галина заключила бы с супругом договор содержания и оказывала ему уход. По договору, после смерти мужа Галина получила бы зарегистрированную на Бориса квартиру в собственность. В таком случае она сохранила бы жилье, но все равно не избавилась бы от права наследников требовать денежную компенсацию за наследство. Галине пришлось бы выплатить наследникам их долю в деньгах. Если бы отдать эту сумму не было возможности, то наследники могли подать на вдову в суд, взыскать дог и продать имущество должника, то есть оставшуюся квартиру.
Как видите, раздел недвижимости, оставленной в наследство, это очень тяжелый процесс, поэтому многие нюансы супругам нужно предусмотреть заранее. Для этого они могут прийти на консультацию к нотариусу или юристу, который и предложит наилучшее в их положении решение.
Как мы делили наследство...
«Я живу за Ригой. Недавно со мной произошла история, которой я хочу поделиться со всеми читателями «Делаем вместе!», чтобы предостеречь их.
Несколько лет назад после смерти мамы я получила в наследство часть старого дома на окраине. Этим домом мама владела совместно со своими сестрами, каждой принадлежало по 1/3 имущества. К сожалению, отношения между сестрами были не слишком хорошими, а в последнее время мы совсем потеряли общий язык и даже не могли договориться о том, как использовать дом.
Все закончилось тем, что я воспользовалась своим правом требовать продажи общего имущества и раздела денег. Мне казалось, что так будет лучше.
По решению суда дом был выставлен на аукцион. На первых торгах желающих на это имущество не нашлось, а перед вторыми торгами судебный исполнитель разослал нам, совладельцам, предложение выкупить доли других собственников самостоятельно. Я обрадовалась, что могу заплатить тетям и спокойно владеть всем домом, поэтому подала заявку и перечислила деньги судебному исполнителю.
Однак вскоре после этого наш старый дом сгорел. Я уверена, что его подожгли родственники, только бы не отдавать мне. Теперь судебный исполнитель не возвращает мне деньги, хотя еще не внес мое право собственности в Земельную книгу. Я заплатила тысячи евро, а стала хозяйкой груды сгоревших балок, которые теперь нужно убирать. А земля под домом принадлежала самоуправлению, так что у меня теперь нет ни имущества, ни денег. В полиции говорят, что я могу требовать возмещения ущерба от виновника пожара, но искать поджигателя никто не спешит.
Я полагаю, что должна была предусмотреть такой поворот конфликта и заранее застраховать дом. Вот как бывает, когда делишь имущество с родственниками!»
Майя