Всё, что надо знать о своём доме!

Делаем ВМЕСТЕ!

Смерть не повод не платить по счетам?

Pixabay.com

Разбираемся, как доказать домоуправлению, что в вашей квартире стало меньше задекларированных лиц 

В «Делаем вместе!» со своей проблемой обратились рижане, родственники умершего еще в августе Петра Кривого, жильца и владельца рижской квартиры по ул. Силциема 2, кв. 31. Супруга умершего рассказала об абсурдной ситуации: со дня похорон прошло уже два месяца, в домоуправление подано свидетельство о смерти, но с человека продолжают взимать плату за пользование лифтом, вывоз мусора, кодовый замок и освещение в подъезде.

«Воз и ныне там!»

Смерть не повод не платить? Видимо, такими доводами руководствовались представители предприятия Civinity Mājas, управляющего домом в Риге на Силциема, 2. Как тут не вспомнить Гоголя с его «Мертвыми душами»? Рассказывает дочь ушедшего в мир иной Петра Кривого – Нина Павленко:

– Папа умер 14 августа. После похорон мама позвонила в управляющую фирму Civinity Mājas, спросила, как убрать из счета за квартиру плату за человека, который умер? Ей по телефону сказали, что для этого по электронной почте надо послать свидетельство о смерти, копию паспорта уже умершего человека (зачем, если паспорт уже не имеет юридической силы?), копию Земельной книги (с какой целью, тоже непонятно) и еще справку о месте жительства отца.

– Вы отправили все документы?

– Маме 81 год, недавно перенесла две операции на сломанной ноге. И вот в таком состоянии она была вынуждена этим всем заниматься. Для пожилого человека сложно все оформить через портал latvija.lv, на котором не все разделы легко найти, да и сам портал периодически глючит. Я ей, конечно, помогала получить нужные справки, но воз и ныне там!

– В чем же оказалась загвоздка?

– Бюрократия страшная! Моя мама очень дотошная и ответственная. Поэтому все перечисленные ей по телефону домоуправлением документы она записала и сразу же стала требовать от меня немедленно сделать копии отцовского паспорта и Земельной книги. Меня, человека, который проработал 26 лет корреспондентом телепрограммы «Криминал-информ» и снял массу сюжетов о махинациях с квартирами, это сразу насторожило: мы не раз рассказывали в эфире о том, что копии Земельной книги и паспорта умерших владельцев квартир нередко пускали в ход «черные маклеры» – для оформления фиктивных дарственных, столь же фиктивных завещаний и прочих сделок от имени хозяев квартир. Кроме того, я слышала, что на чужой паспорт нечистые на руку дельцы берут быстрые кредиты.

Вызывает опасения, что кто-то вот так возьмет кредит на копию чужого паспорта, а нам, наследникам отца, потом расплачиваться. Нам лишние проблемы не нужны, поэтому я и не стала копировать для домоуправления эти документы, а предоставила только действительно нужные: копию свидетельства о смерти и справку из Управления по делам гражданства и миграции (PMLP) о том, что отец действительно проживал с 1997 года до самой смерти в Риге, на улице Силциема, 2, кв. 31. Справку эту в УДГМ мы заказали специально для домоуправления.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Человек умер, справки получены. Остается только уменьшить число проживающих в кварире лиц, используемое для расчета платы за пользование лифтом, вывоз мусора, кодовый замок и освещение в подъезде.

Перерасчет – дело техники. Цена вопроса невелика, вдове умершего со своей небольшой пенсии в 286 евро ежемесячно приходится платить лишние 9 евро, но вопрос принципиальный: их приходится платить за умершего мужа и за услуги, которыми он не пользуется! Но домоуправление упорно отказывается делать перерасчет.

– Удалось ли добиться справедливого перерасчета?

 – Нет! В октябре, пришел очередной счет, где за отца продолжают взимать плату за пользование лифтом, вывоз мусора и прочие услуги. Ситуация абсурдная, но это то, что происходит сегодня в нашей жизни! В европейской стране в XXI веке! Теперь в домоуправлении Civinity Mājas говорят, что им нужрна справка об общем количестве задекларированных по данному адресу людей. Но ее ни мне, ни маме не выдают, просто потому что мы не являемся владельцами квартиры, не вступили еще в права наследства. Право запросить такую справку имеют только владельцы жилья. Вот и получается, что и свидетельство о смерти уже не является доказательством того, что человек больше не проживает по конкретному адресу.

Что говорят в самом домоуправлении?

Глава службы поддержки клиентов Civinity Mājas Алина Анжиновска поясняет, в чем загвоздка:

– Если человек умер, это не значит, что по конкретному адресу стало жить меньше людей.

– Поясните, пожалуйста, свою мысль.

– В случае смерти владельца квартиры, чтобы сократить платежи, которые начисляются в соответствии с числом задекларированных по этому адресу лиц, недостаточно только свидетельства о смерти. Нужно подать управляющему извещение о количестве фактически задекларированных в квартире персон. К примеру, владелец жилья мог и не быть задекларирован в квартире, поэтому число реально задекларированных лиц в случае его смерти могло и не поменяться.

Конечно, если оставшиеся в квартире жильцы предоставят свидетельство о смерти и справку об общем числе задекларированных по этому адресу, мы перестанем включать в счета плату за общие слуги за умершего человека.

Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаем что...

Но жильцы проконсультировались у юриста и выяснили, что справку об общем количестве декларированных по этому адресу жильцов, по закону, может запросить и получить лишь владелец жилья. С того света он это сделать, по объективным причинам, не может. Другим жильцам такую справку просто не выдают. Каждый может получить только за себя – о своем месте задекларированного проживания, но домоуправлению это не подходит. И оно продолжает морочить головы жильцам, начисляя прежнюю плату. Видимо, так будет продолжаться полгода – до момента, пока наследники смогут вступить в право наследования и сами стать владельцами квартиры, а тогда только они и получат вожделенную справку для домоуправления. Все эти полгода будет ежемесячно «капать» плата за пользование лифтом и прочими благами, которыми ушедшие в мир иной обычно не пользуются.

Попутно интересуемся у представителя Civinity Mājas Алины Анжиновски, с какой целью у вдовы Петра Кривого потребовали другие документы – Земельную книгу и копию паспорта?

Алина Ажиновска заверяет, что никто об этом у жильцов не просил, это какое-то недоразумение, и поясняет, что родным Петра Кривого не о чем волноваться:

– Мы – обслуживающая компания. Жильцам не нужно бояться, что полученная нами информация уйдет «черным маклерам» или кому-то еще.

А другие управляющие могут навести порядок!

В сходной ситуации, когда умер другой жилец дома под обслуживанием муниципального домоуправления Rīgas namu pārvaldnieks (RNP), управляющий оплату счетов сократил автоматически и без всяких справок. Рассказывает Елена, клиентка RNP:

– У меня летом умерла мама. Пока я думала, как ее выписать из квартиры, домоуправление уже в следующем месяце выслало мне новый счет на меньшее количество проживающих в квартире лиц.

– От вас не потребовали никаких документов?

– Мне не пришлось бегать за справками, чтобы доказывать, что человек умер и нужно уменьшить счет. Спасибо управляющему, что избавил меня от этих хлопот.

Представитель RNP Уна Греневица охотно пояснила, что домоуправление раз в месяц получает актуальные данные об изменении состава задекларированных лиц из Управления по делам гражданства и миграции.

– Услуга платная, но помогает нам быстро выставлять жильцам новые правильные счета. В случаях, если в квартире умирает один из трех жильцов, в дальнейшем плата за вывоз мусора рассчитывается уже на двоих, за вычетом умершего.

Казалось бы, куда еще проще? В ответ на это представитель Civinity Mājas Алина Анжиновска сказала:

– Конечно, эти данные доступны и нам. Но ваш читатель не единственный наш клиент, у нас их 23 тысячи. По закону именно владелец жилья должен предоставлять управляющему информацию обо всех изменениях, в том числе и о переменах в количестве жильцов.

То, что в данном случае как раз владелец жилья умер, а значит, не дееспособен, управляющую компанию не смущает. Что касается загруженности компании, то у RNP в десятки раз больше клиентов, но как-то даже при этом они справляются без справок. И клиенты довольны.

В разных домоуправлениях – разные законы?

С вопросом, почему же в разных домоуправлениях закон работает по-разному, мы обратились к Гиртсу Бейкманису – председателю правления Латвийской Ассоциации по управлению и обслуживанию недвижимости.

– Надо понимать, что Rīgas namu pārvaldnieks – предприятие самоуправления, у него особый статус и больше возможностей доступа в регистры, – говорит Бейкманис. – Проверить, кто и в каком количестве задекларирован в квартире или доме, RNP может с помощью инструментов самоуправления.

Если смотреть в нормативные акты, то владелец недвижимости действительно обязан самостоятельно информировать управляющего домом обо всех изменениях в его недвижимости, в том числе и изменении числа задекларированных жильцов. Но в случае смерти самого владельца жилья сделать это невозможно, так что это замкнутый круг.

– Но родственники умершего могут вступить в права наследования только через полгода, а вопрос уменьшения платы решать надо уже сейчас.

– В будущем данные будут автоматически синхронизированы в общем регистре, доступ к информации будет очень быстрым и бюрократия сократится. Но это будущее пока не настало. А ситуации ведь бывают разными, приведу в пример самый негативный опыт: порой, когда человек умирает, родственники долго не дают о себе знать, и в итоге за жилье никто не платит месяцами, а когда приходит время вступать в права наследства, квартира уже отягощена долгами.

– И что происходит в таком случае?

– Если за недвижимостью образуется долг, то впредь наследники перенимают собственность вместе со всеми долгами. Они могут выбрать один из двух вариантов: оплатить долги и вступить в право собственности или вообще отказаться от недвижимости, которая по их расчетам обернется одними убытками. Самое правильное со стороны родственников усопшего, это сразу начинать сотрудничество с домоуправлением, чтобы такой долг по коммунальным платежам вообще не накапливался.

Если компромисса с родными умершего управляющему по каким-то причинам достичь не удается, а платежи не погашаются и долг накопится очень большой, домоуправление может инициировать продажу собственности с аукциона, чтобы часть вырученных средств направить на погашение долгов.

Видимо, на такой случай у потенциальных наследников усопшего некоторые управляющие и запрашивают копию свидетельства Земельной книги и копию паспорта владельца. Мало ли, пригодится.

Таких жалоб еще не было!

Глава Центра защиты прав потребителей Байба Витолиня пояснила, что ЦЗПП подобные жалобы еще не получал.

– Это не наш вопрос. В таких случаях родственникам покойного лучше обращаться к юристу. Ситуация осложняется тем, что умерший сам является владельцем жилья, поэтому уладить все будет не так просто.

Даже если домоуправление пойдет навстречу семье усопшего и вычеркнет из квитанции часть платежей, будущие наследники должны будут сами оплачивать остатки счета. Продолжат ли они это делать или нет, мы не знаем.

При взаимном желании сторон жильцам вполне реально договориться с домоуправлением. В этом случае все зависит еще и от того, как настроены наследники. Готовы они сразу оплачивать квартплату или захотят дождаться вступления в права наследования.

В данном случае, наследники исправно, без задержек, платят за квартиру, продолжая в ней жить и пользоваться коммунальными услугами, активно общаясь с домоуправлением. Поэтому у домоуправов нет оснований заподозрить их в злостной неуплате и нежелании сотрудничать: родные умершего сами охотно идут на контакт.

Архив номеров: жми и читай!