Всё, что надо знать о своём доме!

Делаем ВМЕСТЕ!

Жилищные кооперативы брошены государством

Парламент Латвии несколько лет усердно работает над законами, касающимися обслуживания жилья. Однако жилищные кооперативы оказались на обочине общего движения. Главная их проблема – владельцам квартир некуда пожаловаться на действия правления. «Мы снова ждем помощи от государства», – говорит Валтер Кагайнис, бывший руководитель Pavadonis – крупного кооперативного общества собственников жилья, обслуживающего 34 дома Риги.

Валтер Кагайнис примечателен тем, что в 1998 году возглавил новую Ассоциацию кооперативных обществ и представлял интересы товарищей в Сейме.

– Нам пришлось объединиться для защиты, – говорит он сегодня. – В конце девяностых права кооперативных обществ ущемлялись и самоуправлением, и государством. Депутат парламента Юрис Добелис так вообще прямым текстом с трибуны говорил: «Старые советские кооперативы нужно разогнать! Там сплошное воровство!» Но мы не хотели погибать, и нашей ассоциации удалось этот негатив переломить.

– Как справились-то с Добелисом?

– Я лично участвовал в заседаниях народно-хозяйственной комиссии Сейма, защищая исторические кооперативы. Мало-помалу депутаты к нашему мнению прислушались и начали конструктивные переговоры.

– А почему работа ассоциации теперь свернута?

– Мы добились главного: в Латвии был принят приемлемый Закон о кооперативных обществах. Наша работа постепенно сократилась, организация заморожена. Но в нынешней ситуации такая ассоциация снова бы пригодилась. В кооперативном хозяйстве сложности: старый Закон о кооперативах вступил в противоречие с новыми Законами об управлении и квартирной собственности.

– Каким законом сейчас руководствуются председатели кооперативов и жители?

– Юристы говорят, что определяющим для нас является все-таки Закон о кооперативных обществах. Но на практике происходит обратное – в жилищных кооперативах работа подгоняется под Закон о квартирной собственности и Закон об управлении. Мое мнение: логичные действия обществ от этого останавливаются, а права собственников кооператива – ущемляются.

– Пример приведете?

– Разумеется: Закон о кооперативных обществах не подразумевает возможности принимать решения путем опроса собственников квартир, только на общем собрании. А Закон о квартирной собственности дает людям голосовать письменно, не сходясь вместе. Возникают накладки. Вот конкретный пример: жители моего собственного дома собрались и единогласно приняли одно хозяйственное решение. Однако через пару месяцев представители кооператива прошли по квартирам и собрали подписи против этого первоначального решения. Когда говоришь с хозяином квартиры с глаз на глаз,его легко убедить... Так кто прав? Я считаю сбор подписей членов кооператива нелегитимным. Так несогласованные законы открывают широкие возможности для спекуляции.

– В редакцию действительно часто приходят жители кооперативных домов, совершенно сбитые с толку новыми правилами...

– Сбиты с толку и сами кооперативы. Например, у нас в «Павадонисе» была развернута целая компания по заключению индивидуальных договоров с владельцами квартир. Однако деятельностью кооперативного общества согласно Закону о кооперативных обществах управляют сами члены кооператива, поэтому никакой индивидуальный договор на управление им не нужен! Все регулирует устав кооператива. Если же члены считают, что нормы устава недостаточны, лучше дополнить устав, а не мудрить с договорами.

– Нужен ли индивидуальный договор с кооперативом владельцу квартиры, который не является его членом?

– Это совсем другое дело, договор в таком случае необходим.

– А скажите, господин Кагайнис, выгодно ли сейчас вступать в кооператив людям, которые только что приобрели квартиры в кооперативных домах?

– Большинство собственников не почувствует разницы. Видите ли, главный смысл участия в кооперативе – это активное участие в его деятельности, а большинство членов кооперативов не приходят даже на отчетные собрания.

– Расскажите, как именно кооперативы отчитываются перед собственниками о расходовании домовых средств, о повышении платы за обслуживание жилья и т.д.?

– Согласно Закону о кооперативных обществах каждый кооператив обязан собирать ежегодное собрание. Даты его созыва прописаны в уставе каждого кооператива отдельно. Именно на собрании владельцам квартир предоставляют всю важную информацию. Но что греха таить! – в некоторых кооперативах отчетные собрания не проводят.

– Куда жаловаться на кооператив, который не отчитывается перед собственниками или как-то иначе нарушает устав?

– Это и есть вопрос, который Сейму следовало бы решить с помощью нового Закона о кооперативах. Куда обращаться обиженному жителю? Кооперативы – независимые предприятия, сегодня ни дума, ни государство не могут регулировать их хозяйственную деятельность.

– Но я не хочу вмешиваться в хозяйственную деятельность! Я хочу пожаловаться на нарушение моих прав собственников.

– С такими заявлениями можно обращаться в Центр защиты прав потребителей, в прокуратуру и даже столичную Управу по найму. Но скажу со всей откровенностью, что никто в Латвии не хочет такими делами заниматься. Жители повсюду получают от ворот поворот – и совет самим обращаться в суд.

– Приведу самую частую жалобу: правление кооператива транжирит средства домов, а ревизионная комиссия закрывает на это глаза. Что делать жителям?

– Давайте вспомним, что ревизионная комиссия избирается на общем собрании кооператива вместе с правлением. Если в кооперативе «карманный» ревизор, то собственники квартир могут винить только себя.

– Почему это?

– Потому что они систематически не посещают выборные собрания. А Закон о кооперативах говорит следующее: если на первое собрание не пришло простого большинства членов кооператива, то действующий председатель созывает повторное собрание, которое имеет право принимать любые решения в любом составе. Главное, чтобы присутствовало хотя бы два человека.

– Два человека имеют право выбирать правление и ревизоров, утверждать сметы и планы, касающиеся тысяч квартир?

– Да.

– Что делать, если мы прозевали собрание, но настолько возмущены действиями председателям, что хотим инициировать внеочередные выборы?

– Вы имеете на это право. Собрав подписи 10% членов кооператива, инициативная группа обращается к действующему председателю с требованием созвать внеочередное собрание. Если правление кооператива игнорировало просьбу, то созвать собрание может ревизор.

– Что, если на внеочередном собрании опять нет кворума?

– Действуют те же правила, что при обычном собрании. На повторной встрече жители могут переизбрать правление кооператива, даже если пришло всего три человека.

– Может ли дом отделиться от кооператива?

– Да, и тут согласно Закону о квартирной собственности потребуется голосование общего собрания собственников квартир данного дома. Для смены управляющего достаточно голосов простого большинства собственников. В нашем кооперативе один дом отделился так.

– Может ли кооператив сдавать общие помещения – например, колясочную – не получив согласия от собственников квартир?

– Зависит от того, каким образом общая собственность занесена в Земельную книгу. В советское время все имущество кооперативов считалось общим. При приватизации же мы зарегистрировали квартиры и идеальные части общей собственности дома, как отдельные собственности. Может быть, Латвия с этим поторопилась. Может быть, не стоило этого делать.

– Разве плохо вышло?

– В Европе во многих странах дома полностью принадлежит кооперативным обществам, и это упрощает управление общей собственностью. У нас же в процессе разделения применялись разные варианты. В одних случаях приватизировались кооперативы с общей собственностью, а в других случаях общая собственность оставалась на балансе кооператива и тот получал право распоряжаться колясочными, подвалами и чердаками от своего имени.

– Понятно, но давайте разберемся с правами жителей, которым все-таки принадлежат части общей собственности.

– В таком случае кооператив обязан согласовать аренду колясочной, крыши и т. д. с общим собранием собственников данного дома. Это легитимный путь, который во многих кооперативах не соблюдается.

– Могут ли жители сами поднимать этот вопрос?

– Более того, они имеют право требовать, чтобы плата за аренду помещений была зачислена на счет конкретного дома, а не в общий кооперативный котел (если в уставе кооператива не прописано иначе).

– Хорошо, что вы заговорили об «общем котле». Кооперативы часто устанавливают одинаковую плату на обслуживание своих домов, в то время как Закон о квартирной собственности говорит, что плата должна рассчитываться для каждого дома индивидуально, в зависимости от его нужд.

– В Законе о кооперативных обществах такая деталь не прописана. Но если подходить конструктивно, то каждый кооператив должен смотреть на свою специфику. У нас в Pavadonis в основном были дома 119-й серии, поэтому и плата устанавливалась одинаковая. Но есть в Латвии кооперативы, где разброс серий весьма серьезный. Тогда и плату следовало бы устанавливать дифференцированно.

– Даже в домах одной серии плата может отличаться: одному нужно ремонтировать крышу, а другому – убирать большую прилегающую территорию. Могут ли владельцы квартир требовать, чтобы кооператив рассчитал нашему точную плату по правилам Кабинета министров?

– В Законе о кооперативных обществах этот вопрос не определен, поэтому каждый кооператив решает вопрос по-своему.

– Надо заметить, что принцип «общего котла» позволяет кооперативам удерживать низкую плату за обслуживание.

– Вы предвосхитили мое пояснение. Как правило, плата за обслуживание в кооперативах ниже, чем в муниципальных или частных домоуправлениях. Вдобавок, когда есть «общий котел», можно выполнять крупные проекты. В мое время Pavadonis выполнял крупные работы по очереди во всех домах, и все оставались довольны. Средства не распыляются по мелочам и сразу виден результат. Я не считаю рациональным, если дома копят копейки и не могут позволить себе простой заделки швов или ремонта крыши.

– В какой помощи нуждаются кооперативы сегодня?

– От самоуправления нам теперь ничего не надо. В свое время мы просили, чтобы местные власти содержали в порядке подъездные пути, особенно с Ригой воевали. Но нынешний созыв Рижской думы занялся дорогами, и вопрос потерял актуальность. А государство должно привести в порядок нормативные документы. Добиться, чтобы Закон о кооперативных обществах сочетался с Законом об управлении и Законом о квартирной собственности. А поскольку даже в лучших кооперативах рано или поздно случаются скандалы, необходима общая организация, которая могла бы выслушивать жалобы жителей и принимать меры.


Важнейшее из Закона о кооперативных обществах

Когда созывается общее собрание в кооперативе?

Статья 38. Общее собрание членов (собрание уполномоченных) кооперативного общества

(1) Общее собрание членов является высшей управленческой структурой кооперативного общества. Оно может быть очередным или внеочередным.

(2) Очередное общее собрание членов (собрание уполномоченных) созывается правлением ежегодно не позднее четырех месяцев после завершения года хозяйственной деятельности, а для общества, объем деятельности которого превышает критерии, упомянутые в части второй статьи 24 закона «О годовых отчетах предприятий», – не позднее семи месяцев после завершения года хозяйственной деятельности. На этом общем собрании членов (собрании уполномоченных) проверяется и утверждается годовой отчет о хозяйственной деятельности общества, бюджет и план деятельности текущего года.

Как созвать собрание, чтобы переизбрать правление?

(3) Для решения особых вопросов правление кооперативного общества при необходимости в определенном уставом порядке может созывать внеочередное общее собрание членов (собрание уполномоченных). Внеочередное общее собрание членов (собрание уполномоченных) правление должно созывать и в том случае, если в определенном уставом общества порядке этого требует по меньшей мере одна десятая часть членов (одна треть уполномоченных) или ревизионная комиссия (ревизор). Если правление в месячный срок со дня подачи требования не созывает общее собрание членов (собрание уполномоченных), его созывает ревизионная комиссия (ревизор).

(4) Правление в определенном уставом общества порядке и в установленный срок должно сообщить членам о месте, времени и повестке дня проведения общего собрания членов (собрания уполномоченных).

Какие вопросы не могут быть решены без собрания?

Статья 39. Правомочность общего собрания членов (собрания уполномоченных) кооперативного общества

(1) Исключительно общее собрание членов вправе:

1) избирать и отзывать уполномоченных, которые на собрании уполномоченных правомочны принимать решения по вопросам, которые согласно второй части данной статьи находятся в компетенции членов;

2) избирать и отзывать председателя правления, членов совета и правления, членов ревизионной комиссии (ревизоров) или присяжных ревизоров и ликвидационную комиссию общества;

3) устанавливать размер вознаграждения для правления и членов совета, членов ревизионной комиссии (ревизора) или присяжного ревизора и членов ликвидационной комиссии;

4) принимать изменения в правах представительства, доверенных членам правления.

Что решает собрание уполномоченных?

2) Общее собрание членов (собрание уполномоченных) вправе:

1) после сообщения правления и ревизионной комиссии (ревизора) или присяжного ревизора рассматривать и утверждать отчет о хозяйственной деятельности за истекший год;

2) утверждать подготовленный правлением бюджет общества и план деятельности на текущий год;

3) устанавливать вступительный взнос (если таковой предусмотрен уставом общества) и размер членского взноса;

4) рассматривать жалобы на решения совета или правления;

5) (исключен);

6) утверждать решения совета или правления о приеме новых членов и исключении имеющихся членов или выходе их из общества;

7) решать вопросы, связанные с реорганизацией или ликвидацией общества, а также о его участии в других коммерческих обществах или выходе из них;

8) принимать решения об учреждении, реорганизации или ликвидации предприятий (предпринимательских обществ) общества;

9) решать вопрос о внесении изменений в устав общества;

10) распределять прибыль за предыдущий год хозяйственной деятельности и устанавливать порядок покрытия убытков;

11) согласно законам и иным нормативным актам утверждать и вносить изменения в положения о деятельности совета, правления, ревизионной комиссии (ревизора) или присяжного ревизора и ликвидационной комиссии;

12) представлять общество в суде при посредничестве уполномоченного им лица во всех предъявленных обществом исках к членам правления, а также в предъявленных правлением исках к обществу.

(3) Уставом кооперативного общества могут быть предусмотрены и другие вопросы, решение которых находится исключительно в компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных).

Когда общее собрание легитимно?

Статья 41. Ход общего собрания членов (собрания уполномоченных) кооперативного общества

(1) Общее собрание членов (собрание уполномоченных), а в жилищных кооперативах – собрание по выбору уполномоченных, о котором было сообщено в определенном уставом общества порядке, является правомочным, если на нем представлены более половины имеющих право голоса членов. Общее собрание (собрание уполномоченных) рассматривает вопросы, включенные в сообщенную повестку дня.

Сколько голосов нужно для принятия решения?

(2) Общее собрание членов (собрание уполномоченных) принимает решения открытым голосованием, за исключением случаев, когда тайного голосования требует не менее одной десятой части присутствующих имеющих право голоса членов. Тайное голосование является обязательным при избрании или отстранении председателя правления, членов совета и правления, членов ревизионной комиссии (ревизоров) или присяжных ревизоров и ликвидационной комиссии. Уставом могут быть предусмотрены также другие случаи, когда тайное голосование является обязательным.

(3) Общее собрание членов (собрание уполномоченных) принимает решения простым большинством голосов присутствующих членов.

(4) Для внесения изменений в устав общества, вступления в союзы кооперативных обществ и выхода из них, принятия решения о реорганизации или прекращении деятельности кооперативного общества необходимо большинство в две трети голосов присутствующих членов. Уставом общества могут быть предусмотрены и другие вопросы, для решения которых необходимо большинство в две трети голосов присутствующих членов.

Что происходит, если не собралось кворума?

(5) Если общее собрание членов (собрание уполномоченных) не является правомочным, в течение 10 дней созывается повторно общее собрание (собрание уполномоченных), а в жилищных кооперативах – собрание по выбору уполномоченных, с такой же повесткой дня, и оно является правомочным независимо от количества присутствующих членов.

Архив номеров: жми и читай!